Объятия могут улучшить настроение, испорченное в результате конфликта с другими людьми. Как сообщается в PLoS ONE, у людей, которые чаще обнимались с другими после того, как они пережили конфликтную ситуацию, меньше портилось настроение и быстрее восстанавливался позитивный настрой. При этом помогали объятия просто знакомых людей или родственников, а не только супругов или партнеров.
То, что прикосновения других людей могут уменьшить стресс, неоднократно подтверждалось экспериментально. Если во время искусственно созданных стрессовых ситуаций участники эксперимента касались других людей, у них снижалась секреция кортизола (гормона, который вырабатывается в ответ на стресс), уменьшалась реактивность сердечно-сосудистой системы в ответ на психо-эмоциональную нагрузку. Однако в большинстве подобных работ изучалось, как влияют на людей прикосновение супругов или партнеров. Кроме того, во многих исследованиях участвовали только женщины.
По-видимому, конструируя эксперимент, ученые исходили из предположения, что женщинам прикосновения приносят больше пользы, чем мужчинам. Немногочисленные исследования, в которых участвовали и женщины, и мужчины, не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть эту гипотезу.
Американские психологи Майкл Мерфи (Michael Murphy) и Шелдон Коэн (Sheldon Cohen) из Университета Карнеги-Меллона и Дениз Яницки-Девертс (Denise Janicki-Deverts) из Питтсбургского университета решили выяснить, как влияют на стресс объятия не только с супругами, но и с другими родственниками или просто со знакомыми людьми. Кроме того, они хотели понять, зависит ли реакция на стресс и прикосновения от пола испытуемых.
Ученые пригласили для участия в эксперименте 404 человека: 217 мужчин и 187 женщин в возрасте 18-55 лет. В течение 14 дней каждый вечер им звонили и просили описать свой день, в том числе с каким количеством людей они общались, как они себя чувствовали в течение дня, обнимались ли они с кем-нибудь (необязательно с супругом или партнером) и участвовали ли они в конфликтах. Исходя из полученных ответов, ученые оценивали общее настроение каждого участника эксперимента в тот или иной день, а также как конфликты и объятия влияли на изменение настроения.
Оказалось, что в те дни, когда испытуемые участвовали в конфликте и в тот же день обнимались с кем-то, настроение у них ухудшалось не так сильно (p=0.005), как у тех, кто пережил конфликт и ни с кем не обнимался. Больше того, «обнимашки» позволяли улучшить плохое настроение участника конфликта и на следующий день (p<0.001). Также, если участник конфликта в тот же день с кем-то обнимался, положительный настрой восстанавливался у него быстрее (p=0.02), чем у того, кто с кем-то конфликтовал, но кого в тот же день не обнимали. Как выяснили исследователи, женщины чаще участвовали в конфликтах, но в то же время их чаще обнимали, чем мужчин. Пол и семейное положение испытуемых не влияли на зависимость между настроением участников конфликта и объятиями.
«Это исследование еще находится на ранней стадии. У нас еще есть вопросы относительно того, когда, как и кому объятия помогают больше всего. Однако, предположительно, согласованные с другим человеком объятия могут помочь тем, кто вынужден участвовать в конфликте», — говорит Майкл Мерфи.
Ранее исследователи обнаружили, что русские и финны, которые считаются закрытыми нациями, по тяге к тактильному контакту опережают итальянцев. При этом русские чаще финнов готовы к тактильным контактам с незнакомыми людьми.
Екатерина Русакова