Астрильды отреагировали на присутствие наблюдателя бурным брачным танцем

Синеголовые астрильды в присутствии посторонних особей активнее демонстрируют брачные танцы в паре, а вот петь остерегаются, чтобы не вызвать конфликта с особями своего пола. Статья об этом опубликована в Science.

Процесс ухаживания у животных часто бывает очень ритуализированным, особенно у певчих птиц. Особые танцы, демонстрация оперения, пение — все это способы показать свои достоинства партнеру для спаривания, а также укрепить связь в паре. У видов, образующих стабильные моногамные пары, чаще бывают брачные ритуалы, требующие участия обоих партнеров, например, как в журавлиных танцах. Есть исследования насекомых, птиц, рыб и зверей, которые показывают, что на ритуал ухаживания могут влиять другие особи, присутствующие при этом. Однако, все исследования были связаны с изменениями в поведении самца во время брачных ритуалов, а вот влияние аудитории на поведение самки мало изучено.

Нао Ота (Nao Ota) из Университета Хоккайдо с коллегами из Японии и Германии изучили влияние аудитории на брачное поведение синеголовых астрильдов (Uraeginthus cyanocephala), маленьких певчих птиц из семейства вьюрковых ткачиков. Эти моногамные птицы во время брачных ритуалов поют и исполняют танцы с прыжками и переступанием лапками, а пение отдельно от танца используют для привлечения потенциального партнера. Чтобы оценить влияние посторонних особей на ритуал ухаживания, авторы исследования наблюдали за ухаживанием пар астрильдов как наедине, так и в присутствии посторонних особей за сетчатой стенкой клетки.

Самцы чаще самок пели и танцевали как в присутствии аудитории, так и наедине с партнером. В присутствии других особей, особенно противоположного пола, и самки и самцы в паре демонстрировали песни и танцы особенно интенсивно и часто. Возможно, такие усиленные демонстрации ухаживания призваны подчеркнуть для других особей сильную связь пары, хотя, может быть, это как раз возможность продемонстрировать свои достоинства особи противоположного пола для возможных будущих спариваний или создания внебрачной связи, которые встречаются у социально моногамных птиц.

Однако астрильды обоих полов не спешат демонстрировать пение без танца в присутствии других. Дело в том, что пение часто служит агрессивным сигналом, демонстрирующим, кто хозяин этого участка. Авторы предполагают, что избегая пения, птицы во время ухаживания стараются избегать конфликтов и конкуренции с особями своего пола.

Несколько лет назад исследователи открыли сам танец синеголовых астрильдов с помощью скоростной съемки — птицы настолько быстро переступают ногами, что этого просто не видно невооруженным глазом.

Александра Кочеткова