Консорциум американского концерна Boeing и шведской компании Saab получил контракт ВВС США на поставку 351 учебного самолета нового поколения, выиграв тендер T-X. Как сообщает Defense News, компании обошли в тендере консорциумы Lockheed Martin и KAI, а также Raytheon и Leonardo, предложив военным значительно меньшую стоимость разработки и производства нового самолета. Согласно заявлению ВВС США, изначально программа T-X оценивалась в 19,7 миллиарда долларов, однако предложение Boeing позволяет снизить ее почти на 10 миллиардов.
ВВС США объявили тендер на разработку нового учебного самолета в 2016 году. Изначально итоги конкурса планировалось подвести в 2017 году. Новым самолетом американские военные намерены заменить устаревшие T-38 Talon, используемые сегодня для подготовки летчиков. Согласно предварительным планам, начальная операционная готовность (принятие на вооружение) для нового учебного самолета будет объявлена в 2024 году. На этих «летающих партах» пилоты ВВС США будут проходить расширенную летную подготовку.
Консорциумы Lockheed Martin и KAI, а также Raytheon и Leonardo предлагали американским военным уже готовые самолеты T-50A Golden Eagle и T-100 (на базе итальянского M-346 Master). В свою очередь T-X консорциума Boeing и Saab был разработан с нуля, но с использованием наработок, полученных компаниями по проектам истребителей F/A-18E/F Super Hornet и JAS-39 Gripen. Этот учебный самолет совершил первый полет в декабре 2016 года и с тех пор проходил летные испытания.
Согласно требованиям ВВС США, новые учебные самолеты должны иметь кабину пилота схожую с кабинами истребителей F-22 Raptor и F-35 Lightning II. На T-X должны быть установлены системы связи, предупреждения о радиолокационном облучении, многофункциональные дисплеи и оборудование с возможностью имитации данных с радара. Бортовое оборудование T-X должно уметь имитировать использование различных типов вооружения.
Планер самолета должен выдерживать перегрузки не менее 6,5g на протяжении не менее 15 секунд в пикировании при массе топлива в 80 процентов от полной загрузки на высоте полета от трех до шести тысяч метров. Бортовые системы должны выдерживать перегрузки в 7,5g и темпы роста ускорения не менее 3g за секунду. Наконец, самолет должен выдерживать и мгновенное изменение угловой скорости вращения в 12 градусов в секунду и скорость установившегося разворота в девять градусов в секунду.
По итогам тендера ВВС США заключили с Boeing контракт на поставку пяти самолетов T-X и семи тренажеров к ним. Сумма сделки составила 813 миллионов долларов. Первые тренажеры будут поставлены в 2023 году. После завершения этого контракта и проведения полного цикла испытаний военные увеличат объем закупки самолетов до 351 единицы, а тренажеров — до 46 штук. Не исключено и увеличение объемов поставки до 475 единиц, а тренажеров — до 120 штук. Полная стоимость расширенного контракта составит 9,2 миллиарда долларов.
В конце августа текущего года Boeing выиграл тендер ВМС США на разработку и производство палубных беспилотных летательных аппаратов — заправщиков MQ-25 Stingray. По итогам тендера компания получила контракт ВМС США на разработку, производство и проведение испытаний первых четырех беспилотников. Сумма сделки составила 805 миллионов долларов. После успешного завершения этого этапа концерн может получить контракт на производство еще 68 беспилотников. Общая стоимость проекта MQ-25 включая дополнительную партию машин оценивается в 13 миллиардов долларов.
Василий Сычёв
Американские компании Raytheon Technologies и Northrop Grumman показали, что оператор в одиночку может контролировать рой из более ста беспилотных систем. Как пишет C4ISRNET, разработка Raytheon позволила контролировать 130 настоящих дронов и 30 имитируемых, а Northrop — рой из 174 платформ.