Французская компания ECA Group по заказу ВМС Индонезии провела оценку магнитных полей нескольких кораблей индонезийского флота с помощью беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа. Согласно сообщению компании, исследования проводились в июле 2018 года и позволили существенно сократить время, необходимое на оценку магнитных полей кораблей. По итогам исследования были разработаны рекомендации по размагничиванию плавучих средств.
Любой корабль имеет собственное магнитное поле, формируемое как намагниченным металлом, из которого он собран, так и работающими бортовыми электрическими системами. Это поле, например, может выдавать положение подводной лодки, а также служить маркером для наведения торпед; вблизи магнитного поля корабля могут срабатывать морские мины. Магнитное поле корабля можно уменьшить, проведя процедуру размагничивания корпуса, а также с помощью экранирования бортовых систем.
Для исследования магнитных полей индонезийских кораблей использовался беспилотник IT180. Это аппарат вертолетного типа, выполненный по соосной схеме. Он оснащен детектором магнитных аномалий и системой формирования изображения на основе данных от этого детектора. Аппарат способен находиться в воздухе до двух часов, этого времени достаточно на полное исследование магнитного поля корабля. Дальность действия IT180 по каналу связи составляет три километра. Аппарат может нести полезную нагрузку массой до пяти килограммов.
С помощью IT180 исследование проводится в два этапа. На первом аппарат работает в режиме детектора магнитных аномалий. В этом режиме его бортовая система обнаруживает возмущения в магнитном поле Земли, вызываемые присутствующими в нем металлическими предметами. В режиме детектора магнитных аномалий IT180 на некоторой высоте выполняет по меньшей мере один пролет над кораблем, оценивая его влияние на фоновые магнитные поля.
На втором этапе бортовая система IT180 переключается в режим детектора магнитного поля. В таком режиме беспилотник обнаруживает объекты, имеющие собственное магнитное поле, например, намагниченные в процессе постройки элементы корпуса. В режиме детектора магнитного поля беспилотник выполняет по меньшей мере три пролета над кораблем. В таком режиме беспилотник можно использовать как для исследования остаточной намагниченности корабля, так и для оценки ее убывания в процессе размагничивания в режиме реального времени.
В последние несколько лет дроны стали чаще использоваться для различного рода обследований кораблей и судов. Так, в конце 2016 года британские компании Blue Bear и Createc провели испытания разработанного ими беспилотного мультикоптера Riser на списанном авианосце «Илластриус». Аппарат использовался для облета и осмотра внутренних помещений корабля на предмет возможных повреждений. Для полета внутри авианосца беспилотник Riser был оснащен системой инерциальной навигации и цифрового картографирования. Аппарат также получил лидар для формирования трехмерного изображения помещений корабля.
Василий Сычёв