Российские палеонтологи описали древнейший макроорганизм со скелетом

Палеонтологи описали древнейшие макроскопические организмы, Palaeopascichnus, у которых был скелет, рассказывается в Precambrian Research. Их нашли в отложениях, сформировавшихся 543–549 миллионов лет назад.

Palaeopascichnus представляли собой цепочки эллипсоидов, каждый из которых был длиной до 11 миллиметров. Предположительно, они были придонными организмами и обитали на планете в эдиакарском и кембрийском периодах, примерно 550–540 миллионов лет назад. Палеонтологи долгое время предполагали, что окаменелости Palaeopascichnus представляют собой продукты жизнедеятельности других организмов. Позднее, однако, их стали считать макрофитами (водными растениями) или похожими на фораминиферы простейшими.

В новом исследовании российские и французские исследователи под руководством Антона Колесникова из Института нефтегазовой геологии и геофизики имени Трофимука СО РАН описали окаменелости Palaeopascichnus linearis, найденные в Якутии, в отложениях, сформировавшихся 549–543 миллионов лет назад. Всего ученые исследовали больше 100 образцов. Организмы представляли собой цепочки сферических модулей длиной 3-15 миллиметров. Ученые сравнили окаменелости из Якутии с остатками P.linearis, найденными на Урале и на Валдае.

По мнению авторов исследования, по строению палеопасцихниды были похожи на современных ксенофиофор, гигантских простейших, которые обитают в придонных океанических водах и могут достигать десяти сантиметров в диаметре. При исследовании окаменелостей ученые обнаружили следы агглютинации (склеивания) стенок эллипсоидов, из которых состояли палеопасцихниды, и образования на них кальцитного экзоскелета. По мнению авторов, экзоскелет на стенках палеопасцихнид образовался при жизни этих организмов. Он представлял собой аналог раковины, и образовался на поверхности нескольких эллипсоидов, из которых состояли палеопасцихниды.

«Материал мы отбирали в Арктике, на Оленекском поднятии северо-востока Сибирской платформы, где нашли очень большое скопление организмов», — рассказывает Антон Колесников. «Когда мы сделали тонкий срез через палеопасцихниду поперек камеры, то увидели, что там есть некая стенка, которая сложена материалом более крупнозернистым, чем вмещающие породы».

Исследователи отмечают, что древнейшие скелетные микроорганизмы, по-видимому, жили еще в тонийском периоде, около 742 миллионов лет назад. Однако старейшие известные макроорганизмы, имевшие скелет, обитали в конце эдиакарского–начале кембрийского периодов, около 541 миллиона лет назад. Поэтому, по мнению авторов статьи, Palaeopascichnus linearis, обитавшие на несколько миллионов лет раньше, могут оказаться древнейшими скелетными макроорганизмами.

Буквально на прошлой неделе в Nature была опубликована статья, в которой приводились доказательства того, что один из представителей эдиакарской биоты, дикинсония, относилась к царству животных. Ученые нашли в окаменелостях холестерин — вещество, которое вырабатывают животные.

В копролите фитозавра возрастом более 200 миллионов лет нашлись яйца аскарид и ооцисты кокцидий