Петербургский судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» 20 сентября 2018 года спустил на воду дизель-электрическую подводную лодку «Кронштадт», первый серийный корабль проекта 677 «Лада», сообщает Mil.Press FlotProm. Ожидается, что подводная лодка пройдет полную серию испытаний и будет передана российскому флоту до конца 2019 года. Позже ВМФ России получит второй серийный корабль проекта — «Великие Луки». Строительство этих подлодок ведется в рамках контракта на поставку трех кораблей проекта 677, включая головную субмарину «Санкт-Петербург», которая проходит опытную эксплуатацию в составе Северного флота России.
Подводная лодка «Кронштадт» была заложена в 2005 году, а ее строительство регулярно задерживалось. Причиной задержек, в частности, были трудности при испытании головного корабля проекта 677 — «Санкт-Петербург». На нем специалисты выявили ряд недостатков, включая несоответствие характеристик силовой установки требованиям военных. Из-за трудностей с испытаниями Министерство обороны России сначала планировало полностью отказаться от строительства серии кораблей проекта 677, а затем планировало ограничиться всего тремя подлодками. Центральному конструкторскому бюро морской техники «Рубин» и «Адмиралтейским верфям» удалось устранить в конструкции «Кронштадта» все выявленные недостатки, и в 2019 году планируется подписание контракта на два дополнительных корабля проекта «Лада».
Водоизмещение подводной лодки проекта «Лада» составляет 1,8 тысячи тонн при длине 66,8 метра и ширине 7,1 метра. Корабль может развивать под водой скорость до 21 узла, а его рабочая глубина погружения составляет 300 метров. Подлодка вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 18 торпед. Экипаж субмарины состоит из 36 человек, а его автономность (возможность работать без пополнения запасов топлива и провизии) составляет 45 суток. В конструкции подводных лодок проекта «Лада» использовано несколько новых технических решений, которые позволяют значительно снизить шумность. Речь, в частности, идет о новом противогидролокационном покрытии корпуса.
В подводной лодке оборудование, в процессе работы которого могут возникать вибрации, установлено на виброопорах. Кроме того, в составе силовой установки подводной лодки использован многорежимный главный гребной двигатель на постоянных магнитах, в целом работающий тише традиционных асинхронных электромоторов. Наконец, подлодка проекта «Лада» выполнена полуторакорпусной. При такой схеме прочный корпус лишь частично прикрывается легким корпусом, заполняемым водой при погружении и воздухом при всплытии. Полуторакорпусная схема по сравнению с двухкорпусными позволяет несколько уменьшить габариты корабля, повысить его маневренность и уменьшить время погружения. При этом эта схема имеет меньший запас плавучести и требует размещения большего числа систем внутри прочного корпуса.
В начале 2018 года сообщалось в 2020 году Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии совместно с Крыловским научным центром завершат разработку анаэробной энергетической установки для подводных лодок. Первую такую установку планируется смонтировать на головную подлодку проекта «Лада» — «Санкт-Петербург». Кроме того, такие энергетические установки планируется использовать на перспективных дизель-электрических подводных лодках пятого поколения проекта «Калина». Благодаря анаэробной энергетической установке подлодка проекта «Лада» сможет находиться под водой до 45 суток.
Василий Сычёв
Американский стартап Epirus представил противодроновый импульсный электромагнитный излучатель Leonidas Pod. Он устанавливается на дроны.