В Петербурге спустили на воду первую серийную «бесшумную» подлодку

Петербургский судостроительный завод «Адмиралтейские верфи» 20 сентября 2018 года спустил на воду дизель-электрическую подводную лодку «Кронштадт», первый серийный корабль проекта 677 «Лада», сообщает Mil.Press FlotProm. Ожидается, что подводная лодка пройдет полную серию испытаний и будет передана российскому флоту до конца 2019 года. Позже ВМФ России получит второй серийный корабль проекта — «Великие Луки». Строительство этих подлодок ведется в рамках контракта на поставку трех кораблей проекта 677, включая головную субмарину «Санкт-Петербург», которая проходит опытную эксплуатацию в составе Северного флота России.

Подводная лодка «Кронштадт» была заложена в 2005 году, а ее строительство регулярно задерживалось. Причиной задержек, в частности, были трудности при испытании головного корабля проекта 677 — «Санкт-Петербург». На нем специалисты выявили ряд недостатков, включая несоответствие характеристик силовой установки требованиям военных. Из-за трудностей с испытаниями Министерство обороны России сначала планировало полностью отказаться от строительства серии кораблей проекта 677, а затем планировало ограничиться всего тремя подлодками. Центральному конструкторскому бюро морской техники «Рубин» и «Адмиралтейским верфям» удалось устранить в конструкции «Кронштадта» все выявленные недостатки, и в 2019 году планируется подписание контракта на два дополнительных корабля проекта «Лада».

Водоизмещение подводной лодки проекта «Лада» составляет 1,8 тысячи тонн при длине 66,8 метра и ширине 7,1 метра. Корабль может развивать под водой скорость до 21 узла, а его рабочая глубина погружения составляет 300 метров. Подлодка вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 18 торпед. Экипаж субмарины состоит из 36 человек, а его автономность (возможность работать без пополнения запасов топлива и провизии) составляет 45 суток. В конструкции подводных лодок проекта «Лада» использовано несколько новых технических решений, которые позволяют значительно снизить шумность. Речь, в частности, идет о новом противогидролокационном покрытии корпуса.

В подводной лодке оборудование, в процессе работы которого могут возникать вибрации, установлено на виброопорах. Кроме того, в составе силовой установки подводной лодки использован многорежимный главный гребной двигатель на постоянных магнитах, в целом работающий тише традиционных асинхронных электромоторов. Наконец, подлодка проекта «Лада» выполнена полуторакорпусной. При такой схеме прочный корпус лишь частично прикрывается легким корпусом, заполняемым водой при погружении и воздухом при всплытии. Полуторакорпусная схема по сравнению с двухкорпусными позволяет несколько уменьшить габариты корабля, повысить его маневренность и уменьшить время погружения. При этом эта схема имеет меньший запас плавучести и требует размещения большего числа систем внутри прочного корпуса.

В начале 2018 года сообщалось в 2020 году Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии совместно с Крыловским научным центром завершат разработку анаэробной энергетической установки для подводных лодок. Первую такую установку планируется смонтировать на головную подлодку проекта «Лада» — «Санкт-Петербург». Кроме того, такие энергетические установки планируется использовать на перспективных дизель-электрических подводных лодках пятого поколения проекта «Калина». Благодаря анаэробной энергетической установке подлодка проекта «Лада» сможет находиться под водой до 45 суток.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Американцы вооружили дрон противодроновым электромагнитным излучателем