Возбудители лептоспироза у уругвайских коров оказались неожиданно разнообразны

Ученые исследовали крупный рогатый скот в Уругвае на наличие возбудителей лептоспироза и обнаружили, что штаммы инфицирующих их бактерий рода Leptospira оказались неожиданно разнообразны. Всего было обнаружено 40 штаммов шести различных серогрупп, причем три из них ранее не были известны. Эти новые данные помогут улучшить диагностику лептоспироза и способствуют разработке вакцины против него. Статья с исследованием опубликована в журнале PLOS Neglected Tropical Diseases.

Лептоспироз встречается у животных по всему миру, причем от животных могут заражаться и люди, например, после употребления воды, которая оказывается загрязнена выделениями больных животных, включая крыс, свиней, собак икрупный рогатый скот. Поэтому в тропиках и субтропиках после сильных дождей и наводнений нередко наблюдаются вспышки этого заболевания. В многих странах Южной Америки экспорт говядины и молочных продуктов является ведущим источником национального дохода, в частности, в Уругвае численность крупного рогатого скота в четыре раза выше числа людей. Поэтому распространение лептоспироза здесь угрожает не только здоровью людей, но и экономике. У зараженных животных помимо ухудшения состояния организма, часто бывают выкидыши, или они вообще становятся стерильными.

Авторы статьи решили узнать, какие штаммы бактерий, вызывающих лептоспироз, инфицируют крупный рогатый скот в Уругвае, и насколько распространено заражение Они собрали образцы мочи и крови от животных, живущих на фермах в Уругвае, а так же с боен. Суммарно в своем исследовании ученые использовали данные от более чем 1500 животных. Оказалось, что эта бактерия присутствовала в 20 процентах образцов. У найденных бактерий оказалось большое фенотипическое и генетическое разнообразие. Всего ученые обнаружили 40 штаммов, в том числе представителей трех серогрупп, которые не определялись стандартными тестами.

Ученые считают, что это исследование поможет улучшить диагностику лептоспироза, понять его эпидемиологию в Южной Америке, а так же будет полезно в разработке эффективных вакцин против этого заболевания.

В тропиках и субтропиках встречается другое массовое заболевание – малярия. Недавно было объявлено о создании высокоэффективной вакцины, состоящей из живых малярийных плазмодиев.

Надежда Потапова