Ученые нашли мумию мужчины с беличьим гнездом внутри

Ученые впервые обнаружили человеческую мумию, внутри которой поселились животные, обычно не встречающиеся в трупах, сообщается в журнале Forensic Science International. В теле мужчины, висящем на дереве, исследователи нашли помимо редуцентов — организмов, разрушающих отмершие останки — ос, пчел и даже жилище белки.

Исследователи часто находят в человеческих трупах инородные организмы, однако большинство из них, как правило, членистоногие, в основном насекомые, которые играют важную роль в процессах разложения. Останки служат одновременно и источником пищи, и местом для развития животных. Однако мумифицированное тело, по мнению ученых, может быть не только местом обитания беспозвоночных редуцентов, но и других организмов, которые могут организовывать там сообщества. Этот тезис подтвердила находка, сделанная исследователями в Польше.

В 2016 году Лукаш Шлешковский (Łukasz Szleszkowski) из Вроцлавского медицинского университета вместе с коллегами нашел в лесу на юго-западе Польши мумию, висящую на дереве на высоте около 25 метров. Стандартный судебно-медицинский и антропологический анализ показал, что она принадлежит мужчине, который пропал еще в сентябре 2003 года.

Когда исследователи доставили тело в лабораторию для изучения, они обнаружили в нем сразу несколько животных. В их число вошли несколько отрядов насекомых, включая жесткокрылых (Coleoptera), двукрылых (Diptera) и сетчатокрылых (Neuroptera). Кроме того, ученые обнаружили остатки гнезд и взрослых особей перепончатокрылых (Hymenoptera), в число которых вошли среднерусская пчела (Apis mellifera mellifera) и оса обыкновенная (Paravespula vulgaris). Также ученые нашли под одеждой мумии гнездо белки (Sciurus vulgaris).

По мнению исследователей, отсутствие падальщиков, положение тела и атмосферные условия высоко над землей, повлияли на сохранность тела. На мужчине были надеты две пары штанов и футболка, которые дополнительно защищали его тело от непогоды и сохраняли его целостность.

Находка поможет ученым лучше понять поведение пчел, ос и белок. «Мы хорошо знаем, где они строят гнезда, как они растут и какие места предпочитают для жизни, однако это открытие показывает нам, что человеческие тела, если они отвечают требованиям этих организмов, тоже могут служить им домом», — комментирует один из авторов, Марцин Кадей (Marcin Kadej).

Ранее исследователи рассказали о другой находке: мумии путешественника на заброшенной яхте, которая дрейфовала в океане в течение нескольких лет. Ученые предполагают, что она сохранилась благодаря воздействию соленых океанских ветров и высоких температур.