Крупнейший мельничный комплекс римского времени, находившийся на юге современной Франции, вырабатывал муку для корабельного хлеба, выяснили авторы статьи, опубликованной в Science Advances. К такому выводу они пришли после исследования карбонатных отложений, сохранившихся на водяных мельничных колесах.
Водяные мельницы в Барбегале на юге Франции считаются одним из крупнейших индустриальных комплексов римского времени. Предположительно, в середине I века нашей эры в провинции Нарбонская Галлия был построен акведук, снабжавший питьевой водой город Арелату (ныне Арль). Акведук начинался в предгорьях Альп, а в восьми километрах к северу от города был выстроен комплекс из 16 расположенных попарно водяных мельниц, которые могли вырабатывать до 4,5 тонны муки в день. Этого количества хватало, чтобы испечь хлеб примерно для 10 тысяч человек.
Первые раскопки мельничного комплекса проводились в конце 1930-х годов, и сначала исследователи полагали, что он был выстроен в конце III века нашей эры и снабжал хлебом горожан и резиденцию императора Константина Великого, который любил Арелат. Но по результатам археологических работ 1990-х годов стало понятно, что мельницы в Барбегале были построены гораздо раньше, вероятно, во II веке нашей эры. Однако вопросы о назначении комплекса, о том, как и сколько времени он функционировал, и для кого предназначалось огромное количество муки, оставались открытыми.
На них попытались ответить французские, австрийские и немецкие геологи под руководством Киса Пашье (Cees Passchier) из Майнцского университета имени Иоганна Гутенберга. Они исследовали отложения карбонатов толщиной до 6,5 сантиметров, которые за годы работы образовались на деревянных мельничных колесах. В Археологическом музее Арля ученые нашли 142 фрагмента отложений, которые обнаружили во время раскопок 1930-х годов. Дерево, которое контактировало с богатыми карбонатами карстовыми водами, сгнило, но сами отложения, сохранившие его форму, могли помочь восстановить конструкцию мельничных колес. Кроме того, по соотношению в них изотопов углерода и кислорода, ученые рассчитывали оценить сезонные изменения температуры воды и количества растворенного в ней углекислого газа. Исходя из этих данных, а также по микростратиграфии отложений, выяснить, сколько по времени служила та или иная деталь и когда, в целом, работали мельничные колеса.
Оказалось, что периодически, примерно раз в 5-10 лет, на мельницах проводилось «техобслуживание» и детали мельничных колес заменяли. Но некоторые из них служили по 15-30 лет. Выяснилось, что мельницы работали не круглый год, в конце лета и на всю осень их останавливали. Такой режим работы вряд ли подходил для обеспечения мукой горожан Арелаты. Скорее, она нужна была для снабжения армии, но в то время и в этом районе больших армейских подразделений не было. Поэтому исследователи решили, что муку с барбегальских мельниц использовали в близлежащем порту Арелаты для изготовления корабельного хлеба (или галет). Он долго хранился и не портился, и поэтому использовался в дальних плаваниях. Судоходный сезон в римскую эпоху начинался ранней весной и заканчивался поздней осенью, что соответствовало режиму работы барбегальских мельниц.
Мельничный комплекс продолжал работать в III веке нашей эры, до того момента, когда, мельничные механизмы и еще работающие водяные колеса неожиданно оказались на солнце и на них образовался толстый слой кльциевых отложений, по структуре похожих на туф. После этого мельницы уже не ремонтировали, и вскоре забросили. Вероятно, это было связано с экономическим кризисом III века, который был вызван политическими потрясениями.
Ранее исследователи проследили историю аведука, снабжавшего водой Неаполь и близлежащие города, по соотношению изотопов свинца.