Япония опробует миниатюрный космический лифт на околоземной орбите

Японские ученые проведут в этом месяце испытания миниатюрного «прародителя» космического лифта — в космос будет запущены наноспутник, который разделится на две половины, связанные металлическим 10-метровым тросом, сообщает News Corp Australia Network со ссылкой на газету «Майнити». Эксперимент позволит проверить, насколько осуществим проект и с какими трудностями придется столкнуться ученым.

В 2014 году японская корпорация Obayashi заявила, что построит к 2050 году космический лифт, способный поднимать грузы на высоту геостационарной орбиты — 36 тысяч километров. Роботизированные «кабины» с помощью магнитных линейных двигателей будут добираться до космической платформы на этой высоте за семь дней. При этом новая технология позволит значительно удешевить транспортировку полезной нагрузки на орбиту: как сообщалось ранее, стоимость доставки составит всего 200 долларов. Общая высота системы составит 96 тысяч километров, поскольку для устойчивости ей требуется противовес.

Десятого сентября к МКС должен стартовать японский грузовой корабль HTV-7, на его борту будут два 10-сантиметровых спутника STARS-Me стандарта CubeSat, разработанные учеными из Университета Сидзуока совместно с Obayashi. Спутники будут отправлены в открытый космос с борта МКС 11 сентября как единое целое, а затем обе половины должны будут разделиться, постепенно разматывая 10-метровый металлический трос. Если операция пройдет успешно, вдоль него будет двигаться миниатюрный лифт или «моторизированный контейнер», как называют его ученые. За происходящим будут следить камеры, установленные на спутниках.

Исследователи будут регистрировать любые непредвиденные колебания или отклонения от изначальной ориентации по мере изменения веса контейнера. В случае успеха это может стать первым шагом к доказательству возможности создания грузового космического лифта. «Теоретически, идея о постройке космического лифта выглядит вполне убедительной. Космические путешествия могут стать чем-то популярным в будущем », — прокомментировал руководитель исследовательской группы Йоджи Исикава (Yoji Ishikawa).

Это не первый эксперимент японских ученых с тросовыми системами в космосе. Такие тросовые системы интересны не только как прототип космического лифта, но и как один из способов борьбы с космическим мусором. Выпущенный в космосе трос играет роль тормоза, который может сводить с орбиты космический мусор.

В частности, 2009 и 2014 годах они уже отправляли в космос микроспутники серии STARS, которые должны были после выхода на орбиту выпустить кевларовый трос и разделиться на две половины, но оба эти эксперимента были лишь частично успешными, в одном случае не была получена телеметрия, в другом не удалось размотать трос.

В 2016 году следующий аппарат серии — STARS-C — был доставлен на МКС грузовым кораблем HTV-6. Это был уже не микроспутник, а аппарат стандарта CubeSat, состоящий из двух самостоятельных «кубиков», которые должны были разделиться и остаться связанными тросом. Аппарат был отправлен в космос из японского модуля «Кибо», но и в этом случае не были получены данные о том, что трос был развернут. С этим же грузовиком HTV-6 проводился другой тросовый эксперимент KITE, но и в этом случае успеха достичь не удалось.

«Индженьюити» совершил 55 полет на Марсе