Международная группа ученых обобщила данные об уровне Мирового океана за четверть века и выяснила, что в среднем за это время он рос на 3,1 миллиметра в год, что дает рост в 77,5 миллиметра за 25 лет. Исследование опубликовано в журнале Earth System Science Data, о нем также рассказывает Всемирная метеорологическая организация (ВМО).
Уровень Мирового океана — один из семи ключевых индикаторов изменения климата (другие шесть — это температура, поглощение тепла океаном, концентрация парниковых газов, кислотность вод океана, состояние ледников и состояние морского льда). Из-за теплового расширения океана и таяния ледников уровень Мирового океана медленно растет, и ученые пытаются получить достоверные оценки этого роста.
Международная группа ученых из 50 научных организаций, работающая в рамках программы World Climate Research Programme, обобщила данные космических наблюдений, моделирования и предыдущих исследований, чтобы оценить рост уровня Мирового океана с 1993 года, когда появились данные спутниковой альтиметрии. Помимо спутниковых данных начиная с миссии TOPEX/Poseidon 1992 года, исследователи использовали, в частности, данные океанографического проекта «Арго» и гравиметрического спутника GRACE. В итоге ученые получили самую точную на данный момент оценку этого показателя.
По их расчетам, средний глобальный прирост уровня Мирового океана в этот период составил 3,1 миллиметра (от 2,8 до 3,4 миллиметра), а ускорение роста — 0,1 миллиметра в год за год. Кроме того, ученые разложили этот рост на компоненты, подсчитав вклад каждого из них: на тепловое расширение пришлось 42 процента, на ледники — 21 процент, 15 процентов на таяние льда Гренландии и 8 процентов на Антарктику. Остальные компоненты, в частности, приток воды с суши, точно оценить трудно, отмечает ВМО.
Как отмечают авторы статьи, исследование изменения уровня Мирового океана улучшает наше понимание процессов, которые к нему приводят, и того, как Земля реагирует на изменение глобального климата. Кроме того, подобные исследования нужны для валидации климатических моделей, то есть их проверки данными наблюдений.
Ранее американские климатологи также заявили, что повышение среднего уровня мирового океана на Земле из-за глобального потепления медленно ускоряется — по их оценкам, это ускорение составляет в среднем 0,084 миллиметра в год за год. Скорость повышения среднего уровня Мирового океана, по их расчетам, составила 2,9 миллиметра в год,
Ольга Добровидова
Они могут дотянуться до глубоко залегающих резервов влаги
Во время экстремальной засухи лета 2018 года девственные леса Швеции оказались гораздо устойчивее вторичных лесов. Значение вегетационного индекса EVI2 для них меньше отличалось от усредненного за предыдущие 10 лет, чем у лесов, ранее подвергавшихся вырубкам. Это может быть связано с развитой корневой системой старых деревьев, которая способны добираться до глубоко залегающих резервов влаги, говорится в статье, опубликованной в журнале Environmental Research Letters. 60 процентов территории Швеции покрыто таежными лесами, большие площади которых вырубаются ради экспорта древесины. В результате разновозрастные леса, обладающие высоким биоразнообразием, замещаются одновозрастными насаждениями Pinus sylvestris (сосны обыкновенной) и Picea abies (ели европейской). И по распространению бореальных лесов, и по характеру землепользования Швеция очень похожа на Россию. На фоне глобального потепления все более частыми становятся засухи в высоких широтах, несущие угрозу таежным лесам. У ученых нет единого мнения об устойчивости девственных бореальных лесов к засухам. С одной стороны, в них растут старые и высокие деревья, и считается, что они более уязвимы к засушливым условиям. С другой стороны, в таких лесах не нарушен мохово-лишайниковый покров и присутствует валежник, а эти элементы лесных экосистем потенциально могут удерживать влагу. Ученые из Европейского космического агентства под руководством Джулики Вульф (Julika Wolf) исследовали состояние 348 первичных (девственных) лесов на территории Швеции во время экстремальной засухи лета 2018 года. Их отклик на засушливые условия с учетом топографии сравнивался с откликом окружающего их растительного покрова, сформированного вторичными лесами — теми, которые подвергались сплошным рубкам. Для этого авторы использовали спутниковые снимки Landsat, по которым рассчитывали вегетационный индекс EVI2. Оказалось, что в равных топографических условиях (положение на склоне или в низине, в прибрежной зоне или вдали от нее) первичные леса оказались гораздо более устойчивыми к засухам, чем вторичные. Значения EVI2 и различных статистических параметров в засушливых июле-сентябре 2018 года для них были близки к усредненным за предыдущие 10 лет нормальных условий. Ученые предположили, что важную роли в засухоустойчивости первичных лесов играют мощные корневые системы старых деревьев: они достигают резервов влаги, сосредоточенных в глубоких горизонтах. Ранее ученые выяснили, что в ближайшие десятилетия в Европе на фоне засух сосна Pinus sylvestris будет замещаться двумя видами дуба — Quercus pubescens и Quercus ilex. При этом высадка леса на 20 процентах неорошаемых земель Европы может помочь частично преодолеть последствия изменения климата и увеличить количество осадков в регионе на 7,6 процента.