Микропластик в океане склеился с биогенными частицами и утонул

Немецкие ученые объяснили, как мелкие и легкие частицы пластика могут попадать в глубины океана: в лабораторных условиях пластик быстро соединялся с частицами биологического происхождения в комки, которые могут тонуть, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Частицы пластика диаметром менее пяти миллиметров постоянно попадают в океан со сточными водами, однако их концентрация в поверхностных водах ниже, чем ожидалось — зато микропластик часто находят в донных отложениях. Это заставило группу Яна Михельса (Jan Michels) из Центра исследований океана в Киле задуматься: как достаточно легкий микропластик может тонуть в толще воды?

По словам Михельса, ученые предположили, что пластик может объединяться в более тяжелые агрегаты с биогенными частицами, например, мертвым планктоном и его фекалиями. Чтобы проверить, так ли это, исследователи провели лабораторные эксперименты с полистироловыми шариками диаметром от 700 до 900 микрон: шарики помещали в морскую воду из юго-западной части Балтийского моря и сравнивали их поведение в присутствии биогенных частиц и без них.

«Биогенные частицы сыграли решающую роль в формировании агрегатов. Сам по себе микропластик почти не соединялся, а вот с биогенными частицами он формировал устойчивые агрегаты в течение нескольких дней», — сказала соавтор работы Аня Энгель (Anja Engel), которую цитирует пресс-служба центра. В итоге через 12 дней в комках с биогенными частицами оказалось около 73 процентов всего микропластика.

Кроме того, ученые выяснили, что на скорость формирования агрегатов влияют биопленки из бактерий и одноклеточных водорослей на поверхности микропластиковых частиц: в среднем 91 процент частиц, покрытых биопленками, оказывался в агрегатах к четвертому дню эксперимента. Сами по себе частицы даже с биопленками почти не объединялись в скопления.

Авторы считают, что условия в океане тоже могут быть благоприятными для формирования таких агрегатов, которые могут тонуть и таким образом доставлять микропластик на большие глубины. Чтобы проверить это предположение, они предлагают попытаться собрать агрегаты из толщи воды и проверить их на содержание пластика.

Пластик есть не только в воде Мирового океана, но и в арктических льдах: по данным подсчетов другой группы немецких ученых, в одном кубометре льда может содержаться до нескольких миллионов микрочастиц пластика.

В Московском зоопарке родился первый в России детеныш большой панды