Половина жителей средневекового шведского города оказались мигрантами

Восемь из 16 жителей шведского города Сигтуна, которые жили в эпоху викингов и чьи останки проанализировали исследователи, оказалась приезжими, рассказывается в Current Biology. Некоторые из них были «ближними» мигрантами и приехали из других регионов Скандинавии, остальные же выросли на территории современной Литвы, Украины и на Британских островах. Два человека оказались иммигрантами во втором поколении.

Эпохой викингов называют период c VIII по XI века, когда жители Скандинавии устанавливали торговые отношения с другими европейскими государствами, а зачастую завоевывали и грабили их; заселили Исландию и Гренландию и добрались до Северной Америки. В это время в самой Скандинавии появились города, некоторые из которых существуют и сегодня. Древнейшим из них был город Сигтуна, который находится на берегу озера Маларен, связанного с Балтийским морем, и сейчас входит в конгломерацию Стокгольма. Предположительно, город был основан в конце X века и в течение 250 лет был одним из важнейших политических, торговых и религиозных центров. В городе находилась королевская резиденция и здесь же примерно в 990-х годах начали чеканить первую шведскую монету. В конце XII века город был разграблен балтийскими пиратами, которые, вероятно, появились с территории современной Карелии, Латвии и Эстонии. Тем не менее, жизнь в городе не прекратилась. Сигтуна утратила свое значение в XIII веке, когда в результате послеледникового подъема суши судоходные пути до города обмелели.

В период расцвета города здесь было несколько христианских кладбищ. Они оказались важной находкой не только для археологов, но и для генетиков. В отличие от христиан, викинги-язычники чаще всего сжигали своих мертвецов, поэтому извлечь из их останков ДНК было невозможно. На христианских кладбищах сохранились останки, чью ДНК можно было выделить и проанализировать. Исследователи под руководством Анны Кьелстрём (Anna Kjellström) из Стокгольмского университета решили попытаться понять, насколько мобильны были жители Сигтуны. О том, что жители Скандинавии в средние века путешествовали по Европе, ученым было хорошо известно, а вот много ли европейцев приезжали в Скандинавию — было непонятно.

Чтобы это выяснить, исследователи выделили ДНК из останков 23 человек (16 мужчин и девять женщин), живших в X-XII веках, и отсеквенировали полные последовательности их геномов. В качестве референтных ученые использовали последовательности геномов представителей 21 европейской популяции и 13 европейцев, живших в средневековье на территории современных Англии, Швеции, Венгрии и Черногории. Кроме того, в зубной эмали 16 из них ученые определили соотношение изотопов стронция. А только «изотопную подпись» стронция удалось определить в останках еще 15 человек. Стронций служит хорошим маркером мобильности человека. Его изотопы накапливаются в зубной эмали человека в период ее формирования и по их соотношению можно определить, где он вырос.

Генетические данные показали, что некоторые из 23 человек приехали в Сигтуну из других регионов Скандинавии, а часть издалека — с Британских островов, территории современной Литвы, Украины, северной Германии, и из северной Руси. Половина жителей города, у которых удалось определить и «изотопную подпись», и последовательность генома, оказались приезжими. Часть из них была иммигрантами во втором поколении — соотношение изотопов у них было местным, а генетически они относились к другим популяциям. Судя только по изотопной подписи, 70 процентов женщин и 44 процента мужчин приехали в Сигтуну из других мест.

Ранее исследователи обнаружили, что викинги занимались морской торговлей еще в начале VIII века, за несколько десятилетий до начала набегов на другие государства Европы. Предположительно, так они набрали навыки мореплавания, которые потом пригодились им при набегах.

Женщине эпохи халколита дважды успешно трепанировали череп