Низкая скорость метаболизма защитила моллюсков от вымирания

Ученые рассчитали базовый уровень энергообмена десятков вымерших и ныне существующих видов моллюсков и обнаружили, что для вымерших видов была характерна более высокая скорость метаболизма, чем для выживших. Таким образом, «медлительность» организма можно считать хорошим прогностическим фактором сохранения вида в условиях меняющегося климата, предполагают ученые в статье в Proceedings of the Royal Society B.

От базового уровня энергообмена (скорости метаболизма) зависят индивидуальные параметры организма, такие как темп использования ресурсов и темп старения. Однако, в конечном счете эти факторы определяют место вида в экологической цепочке и устойчивость его существования в целом. Ученые из университета Канзаса на примере моллюсков показали, что высокая скорость метаболизма в эволюционной перспективе может вредить виду и увеличивать вероятность его вымирания.

В исследовании ученые проанализировали почти три сотни видов двустворчатых и брюхоногих моллюсков Атлантического океана за период в пять миллионов лет. Для представителей этих видов авторы работы подсчитали базовый уровень энергообмена, основываясь на среднем размере моллюсков и температуре океана в заданный период. Размер вымерших животных исследователи определяли, измеряя раковины музейных образцов, а температуру рассчитывали при помощи климатической модели HadCM3.

Оказалось, что виды, которые со времен плиоцена (пять миллионов лет назад) дожили до наших дней, обладают более низким базовым уровнем метаболизма, чем вымершие виды. Таким образом, сделали вывод ученые, индивидуальные особенности организма определяют устойчивость сообщества в эволюционной перспективе. Кроме того, скорость метаболизма можно использовать как параметр, предсказывающий вероятность вымирания видов в условиях изменения климата, которое происходит в настоящее время. Ученые также обнаружили, что сообщества сохранившихся моллюсков являются энергетически устойчивыми — у их представителей скорость энергообмена за прошедшее время не изменилась.

Скорость энергообмена увеличивается пропорционально массе организма в степени 0,75 — эту зависимость обнаружил в 1932 году биолог Макс Кляйбер, и с тех пор закономерность носит его имя. Подробнее об этом законе можно прочитать в нашем материале-игре «Почему слоны не летают».

Биоритмы сна и долговременная память появились одновременно при развитии личинок дрозофил