Ископаемую летучую мышь объявили лемуром и родственником руконожки айе-айе

Американские ученые считают, что ископаемое животное, которое 50 лет считали летучей мышью, — на самом деле предок лемуров. Это, в частности, означает, что лемуры попали на Мадагаскар гораздо позже, чем считалось ранее. Исследование об этом опубликовано в журнале Nature Communications

Ископаемое существо, получившее название Propotto leakeyi, идентифицировали по трем фрагментам челюстей с зубами возрастом около 20 миллионов лет. Зоолог Джордж Симпсон в 1967 году определил его в семейство лориевых, однако уже в 1969 году его коллега Алан Уокер заявил, что Propotto leakeyi — не примат, а относится к семейству крылановых, крупных рукокрылых, питающихся фруктами. Именно эта классификация в итоге и закрепилась за ископаемым животным.

Эрик Сайфферт (Erik Seiffert) из Университета Южной Калифорнии и его коллеги еще раз проанализировали ископаемые зубы Propotto leakeyi и заключили, что на самом деле это лемур, родственник еще одного ископаемого примата, Plesiopithecus teras, найденного в 1992 году на территории Египта, а также родственник руконожки айе-айе. Для этого ученые сделали рентгеновскую микротомографию нижних зубов 42 видов вымерших и ныне живущих животных, в том числе летучих мышей и приматов, и затем сопоставили их с зубами Propotto leakeyi. Авторы подчеркивают, что их выводы предварительные и основаны только на данных морфологии зубов животного — для окончательного определения его семейства нужны более полные ископаемые останки.

Кроме того, филогенетический анализ показал, что лемуры разделились на две клады — предков айе-айе и остальных лемуров — еще в Африке примерно 40 миллионов лет назад, до переселения на Мадагаскар, которое случилось позже, чем считалось. «Наши результаты ставят под сомнение давние представления о том, что все лемуры появились в результате одной древней колонизации Мадагаскара, и указывают на интригующий альтернативный сценарий, в котором две линии лемуров попали из Африки на Мадагаскар независимо друг от друга, возможно, в позднем кайнозое», — пишут авторы статьи.

Лемуры — самые уязвимые приматы в мире: 105 из 111 видов этих животных находятся под угрозой вымирания, в том числе и руконожка айе-айе.

Хроническую усталость связали с низкой эффективностью митохондрий