В янтаре из Мьянмы нашли жука-опылителя мелового периода

Американским ученым удалось получить древнейшее доказательство взаимодействий голосеменных растений саговников и древних насекомых-опылителей. В отчете, опубликованном в журнале Current Biology, сообщается, что жук семейства Boganiidae, сохраненный в янтаре вместе с пыльцой саговниковидных, жил в меловом периоде, его возраст составляет около 99 миллионов лет.

Саговники, или цикадовые, — одни из древнейших голосеменных растений, распространенных на Земле до появления цветковых растений. Шире всего они были представлены в мезозое. Считается, что саговники были первыми растениями, которые привлекали древних опылителей, но прямых доказательств их взаимодействия, однако, до сих пор получено мало.

В янтаре из Мьянмы, который обнаружили и описали ученые под руководством Майкла Энгеля (Michael Engel) из Канзаского университета, сохранился жук вида Cretoparacucujus cycadophilus. Строение частей тела (мандибул, ротового аппарата и лап) найденного насекомого позволило ученым сроднить его с представителями ныне живущих австралийских жуков Paracucujus, которые опыляют современного представителя саговников Macrozamia riedlei.

Тот факт, что найденный жук был опылителем саговников, также подтвердили с помощью сохраненных в янтаре частиц, принадлежащих этим голосеменным растениям.

Авторы находки отмечают, что найденный жук, принадлежащий семейству Boganiidae, имел и более древних родственников — по крайней мере, в юрском периоде. Это может означать, что первые опылители могли появиться еще раньше — от 200 до 145 миллионов лет назад.

Недавно в другом янтаре мелового периода ученые обнаружили цветы с секреторными тканями, которые выделяют пахучие вещества, привлекающие опылителей. Это значит, что пахнуть цветы начали еще 99 миллионов лет назад: задолго до того, как обрели яркий окрас.

Время перьев