Энергетики усилили негативные последствия потребления алкоголя

Группа ученых из Бразилии, Великобритании и США выяснила, что главное активное вещество всех энергетических напитков, таурин, усиливает негативные социальные последствия потребления алкоголя. Исследователи дали рыбкам данио-рерио раствор этанола и таурина и заметили, что они проводят меньше времени в компании сородичей и при этом чаще идут на риск, приближаясь к хищникам. Статья с исследованием опубликована в Journal of Psychiatric Research.

Алкоголь (этиловый спирт) считается самым распространенным депрессантом — веществом, угнетающим центральную нервную систему. Злоупотребление алкоголем ведет к множеству негативных последствий: помимо физиологических и психических нарушений к ним также относится ухудшение общего качества жизни. Алкогольные напитки обладают седативным эффектом и помогают расслабиться. Этот (часто нежелательный) эффект нередко пытаются замаскировать одновременным потреблением энергетических напитков, главное вещество которого, таурин, обладает стимулирующими свойствами. О том, как два вещества — этанол и таурин — действуют на ЦНС в целом и на поведение человека в частности известно довольно мало.

Подробно изучить этот вопрос решили биологи под руководством Дениса Роземберга (Denis Rosemberg) из бразильского Федерального университета Санта-Мария. В своем эксперименте они использовали рыбок вида данио-рерио (Danio rerio) — популярный модельный организм. Подопытных разделили на группы по четыре особи и поместили в отдельные аквариумы. В первом аквариуме, контрольном, вода была без примесей. Во втором был 0,25-процентный раствор этилового спирта. В три других аквариума ввели раствор таурина в дозировке 42, 150 и 400 мг/литр. Еще в трех аквариумах дозировки таурина были использованы вместе с раствором этилового спирта. Всего рыбы провели в своих аквариумах час, после чего ученые проверили их поведение с помощью двух тестов: в первом рыб помещали в аквариум вместе с сородичами, а во втором — вместе c хищным глазчатым астронотусом (Astronotus ocellatus). В обоих тестах и сородичи, и хищник находились в аквариуме за прозрачной перегородкой.

Ученые обнаружили, что нахождение в аквариуме с этиловым спиртом и таурином сильно снижает время, проведенное в компании сородичей: более чем в два раза при самой большой дозировке (400 мг/л).

При этом интерес данио-рерио к астронотусу под воздействием «коктейля» из таурина и этанола, по сравнению с чистым этанолом и чистым таурином, только возрастал: рыбки гораздо больше времени проводили вблизи отсека с хищником.

Ученые, таким образом, пришли к выводу о том, что таурин усиливает негативные последствия потребления алкоголя, делая рыбок менее социальными и более склонными к риску, избавляя их от страха.

Помимо алкоголя ученые также проверяют на данио-рерио действие наркотических веществ — к примеру, опиума. О том, как американские исследователи превратили рыбок в опиоидных наркоманов, вы можете прочитать в нашей заметке.

Механизм развития синдрома Ангельмана связали с пресинаптическими рецепторами