Японский инженер создал робота с человекоподобной головой, способной выражать эмоции с помощью движений глаз, век и бровей. Кроме того, он умеет следить за мимикой человека и повторять ее на своем лице, а также фиксировать взгляд на человеке. Разработка была представлена на конференции SIGGRAPH 2018.
Поскольку роботов все чаще предлагают использовать не на производстве, а в повседневной жизни людей, немало лабораторий и исследовательских организаций занимаются изучением проблем, возникающих при контакте робота с человеком. Одно из основных направлений в этой области — выражение эмоций, которые играют важную роль в человеческом общении. Некоторые инженеры занимается программной стороной вопроса и, к примеру, учат нейросети определять мимику собеседника и подстраивать мимику робота в ответ, другие же создают физические реализации роботов, обладающих мимикой.
Японский инженер Такаюки Тодо (Takayuki Todo) объединил два подхода и создал робота SEER, умеющего определять мимику человека и повторять ее. Робот представляет собой небольшую модель человеческой головы. Разработчик встроил в голову реалистичные модели глаз, которые могут вращаться в двух направлениях. Над глазами расположены веки, которые также приводятся в движение моторами. Над веками установлены брови, каждая из которых представляет собой гибкий провод, прикрепленный с одной стороны к механизму, имеющему три степени свободы. Благодаря этому робот может изгибать брови для отображения мимики.
Робот работает в паре с веб-камерой ноутбука. Она распознает ближайшего к роботу человека и определяет расположение частей его лица в реальном времени. Робот умеет работать в двух режимах: повторять мимику человека и фиксировать взгляд на нем, независимо от положения головы.
Разработчик отмечает, что пока роботу не хватает рта, который также играет важную роль в мимике. Он планирует установить механический аналог губ в следующей версии робота.
Недавно американские исследователи в области взаимодействия людей и роботов проанализировали черты лица распространенных роботов и восприятие их людьми. В частности, исследование показало, что именно отсутствие у робота рта является одним из ключевых факторов, вызывающих недоверие со стороны человека.
Григорий Копиев
И реагировать на них движениями
Американские инженеры связали на автоматическом станке свитеры для роботов, которые помогают ощущать прикосновения с помощью вшитых датчиков нажима. Свитеры пригодятся, чтобы управлять движениями роботов на производстве. Работа доступна на arXiv.org. Для работы на производстве с людьми, роботам нужно быть очень осторожными, чтобы случайно не травмировать человека. Есть разные способы сделать роботов безопасными, например прикреплять к ним мягкие подушки. Другая идея — научить роботов быстро определять контакт и отодвигаться от человека. В отличие от людей, у роботов нет кожи, но для них можно сделать другую систему для распознавания ощущений из жестких или эластичных материалов, или даже одежду из текстиля, если встроить в нее датчики прикосновений. Одежду можно быстро изготавливать на ткацком станке в промышленных масштабах, и надевать на роботов разных форм и размеров. Группа инженеров из Университета Карнеги под руководством Джеймса МакКанна (James McCann) и Ян Вэньчжэня (Yuan Wenzhen) создала свитеры для роботов, которые могут надежно определять прикосновения. По словам авторов, обычно у текстильных сенсоров есть проблема: они быстро деформируются и перестают надежно работать. Исследователи попробовали с этим справиться, связав свитеры из трех слоев пряжи. Верхний и нижний слой сделаны из обычного нейлона, на котором чередуются широкие и узкие полосы. Широкие полосы сотканы из полиэстеровой металлизированной пряжи, которая хорошо проводит электричество, а узкие полосы изолятора сделаны из акрила. Средний слой — это сетка из района (искусственного шелка). Чем она тоньше, тем выше чувствительность свитера к легким прикосновениям, и наоборот — плотный средний слой подходит для сильных нажатий. Слои ткани с помощью пуговиц с проводами соединяются с устройством для считывания сопротивления, и вместе с ним превращаются в электронную схему. Когда кто-то дотрагивается до свитера, верхний и нижний слои ткани соприкасаются через отверстия в районовой сетке, и сопротивление в системе уменьшается. По сопротивлению можно определить силу нажатия. Инженеры протестировали, насколько надежно устройство определяет силу и место контакта со свитером. Первая серия экспериментов проверяла, как эффективность сенсоров меняется со временем. Эксперименты включали 42 секунды контакта с сенсорами по 20-30 раз на протяжении 4 дней. Авторы не приводят точные цифры результатов, но утверждают что сенсоры показывали стабильные результаты по определению места контакта все 4 дня, с небольшими погрешностями в конце эксперимента. Также исследователи протестировали точность сенсоров на плоской и изогнутой поверхности. На плоской поверхности по сопротивлению датчиков можно было точно определить силу нажатия. На изогнутой поверхности корреляция между сопротивлением и силой нажатия сохранилась, но выросло ее стандартное отклонение. Таким образом, сложность поверхности негативно повлияла на точность определения нажатия. Наконец, инженеры проверили эффективность чувствительных свитеров на роботах. Они надели свитер на робота Kuri, который должен был повернуть голову в ответ на прикосновение. В будущем технологию RobotSweater можно использовать, чтобы обучать роботов: например, похлопать по плечу в качестве похвалы. Пока инженеры показали, как свитеры могут пригодиться на производстве: например, промышленный робот в свитере останавливается и меняет направление движения в ответ на прикосновения. https://www.youtube.com/watch?v=YGUV1dHuCRc Прикосновения может определять не только одежда для роботов, но и искусственная кожа, которую разработала группа ученых из Стэнфордского университета. Пока кожу испытали на крысах, но авторы планируют в будущем встроить ее в человеческие протезы, чтобы улучшить их чувствительность.