Дети намного сильнее подвержены давлению со стороны роботов, чем взрослые, сообщают психологи в Science Robotics. К такому выводу ученые пришли, воспроизведя классический эксперимент Аша, который демонстрирует конформизм в группах.
Сегодня роботы-помощники все чаще используются в повседневной жизни: они могут быть гидами в музеях, ассистентами в детских садах и школах и даже участниками космических миссий. При этом пока что не ясно, какое влияние они оказывают на человека. Исследования показывают, что люди могут привязываться к социальным роботам настолько сильно, что если они видят, что с роботом плохо обращаются или он «глючит», они испытывают стресс. С другой стороны, связь с роботом может иметь и терапевтический эффект: например, было показано, что взаимодействие с социальным роботом помогает детям с расстройствами аутистического спектра. Тем не менее, по-прежнему непонятно, способен ли робот оказывать давление на человека.
Чтобы прояснить этот вопрос, группа психологов под руководством Анны-Лизы Волльмер (Anna-Lisa Vollmer) из Института человеческого развития Общества Макса Планка решила воспроизвести эксперимент Аша, который демонстрирует власть конформизма в группе. В классическом варианте испытуемого просят поучаствовать в «проверке зрения». Вместе с другими участниками (подставными актерами) его усаживают в аудиторию. Затем добровольцу демонстрируются две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на второй — три, и только одна из них такой же длины, что и линия на первой карточке. Задача испытуемого довольно проста — необходимо ответить на вопрос, какая из трех линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия, изображенная на первой карточке. Однако каждый раз он отвечает последним в группе, и если в первые два раза «подсадные утки» говорят правильный ответ, то на третий раз они дают одинаковый неверный ответ. Как показали прошлые эксперименты, это сильно влияет на участников — до 75 процентов испытуемых подчиняются заведомо ошибочным представлениям большинства хотя бы в одном вопросе.
Авторы новой статьи воспроизвели эксперимент с использованием компьютера и с участием не только живых актеров, но и роботов. В одном испытании участвовали взрослые люди (средний возраст 30,9 года, 60 человек), в то время как в другом — дети (средний возраст 8,5 лет, 43 человека). В первом случае испытуемые были поделены на три группы: одна сидела в аудитории с тремя поставными актерами, другая — с тремя человекоподобными роботами, а третья группа была контрольной. Младшие участники были поделены только на две группы: контрольную и экспериментальную, которая отвечала вместе с роботами.
Как показали результаты, взрослые не подверглись значительному влиянию со стороны роботов, в то время как «подсадные утки» заметно снизили количество правильных ответов в группе. В целом, примерно 83 процента неверных суждений совпадали с суждениями актеров, что согласуется с результатами экспериментов Аша. В то же время дети оказались более уязвимы к давлению роботов: ответы испытуемых были чаще неверны в их присутствии и в 74 процентах случаев ошибки детей совпадали с «ошибками» роботов.
Так как выборка была небольшой, ученые не могут однозначно судить о факторах, повлиявших на конформизм детей. Например, им неизвестно, что участники думали о роботах и как воспринимают их. Вероятно, небольшие роботы воспринимаются взрослыми иначе, чем крупные, а дети могут не хотеть противоречить роботам по пока что неизученным причинам.
Недавно исследователям удалось подобрать модель, наиболее точно предсказывающую, изменит ли индивид свое мнение в пользу мнения большинства, и найти регионы мозга, участвующие в принятии решения. Алгоритм принятия решений включает в себя размышление о ценности своего и чужого мнений, по крайней мере в ситуациях, где социальное давление сведено к минимуму.
Кристина Уласович