Индийская авиастроительная корпорация Hindustan Aeronautics Limited провела первые испытания прототипа палубной версии легкого истребителя Tejas пробежками по взлетно-посадочной полосе с остановкой с помощью аэрофинишера. Как пишет The Times of India, проверки, признанные успешными проводились на авиабазе ВМС Индии Ханса на Гоа. Состоявшиеся испытания свидетельствуют о возобновлении проекта разработки палубной версии Tejas.
Разработка индийского истребителя Tejas началась в 1981 году. Изначально самолет планировалось создать исключительно с использованием индийских технологий, однако позднее ради сокращения сроков программы от этой идеи отказались. В рамках проекта Tejas создавались три версии истребителя: учебно-боевая, наземная и палубная. Наземная версия поступила на вооружение ВВС Индии 17 ноября 2015 года. Учебно-боевая версия истребителя сегодня представлена двумя прототипами. Разработчики также собрали два Tejas в палубной версии; один из них совершил первый полет в 2015 году.
Tejas изначально задумывался в качестве замены устаревшим советским истребителям МиГ-21. Первый новый самолет должен был поступить на вооружение еще в 1995 году. Tejas имеет в длину 13,2 метра и размах крыла 8,2 метра. Самолет максимальной взлетной массой 13,5 тонны может развивать скорость до 2,2 тысячи километров в час, а его боевой радиус составляет около 500 километров. Tejas вооружен одной пушкой калибра 23 миллиметра и оснащен восемью точками подвески для бомб и ракет общей массой 3,5 тонны.
В декабре 2016 года стало известно о том, что Индия отказалась от разработки собственного палубного истребителя. Тогда начальник морского штаба Индии адмирал Сунил Ланба заявил, что МВС не намерены принимать на вооружение палубную версию Tejas, поскольку она не соответствует требованиям военных. Адмирал также отметил, что из-за небольшой тяговооруженности боевой самолет не способен на взлет с авианосца — самолету нужен слишком большой разбег для отрыва.
Во время первых испытаний в рамках возобновленного проекта второй прототип палубной версии Tejas (NP-2) выполнил полет с выпуском тормозного гака в воздухе, а затем среднескоростной пробег по взлетно-посадочной полосе с зацеплением за аэрофинишер. Проведенные испытания признаны успешными. В ближайшее время специалисты оценят силовую конструкцию тормозной системы самолета и проведут дополнительные испытания.
В настоящее время на вооружении Индии стоит один авианосец — «Викрамадитья». Это бывший российский авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Горшков», купленный индийскими военными в 2004 году вместе с российскими палубными истребителями МиГ-29К/КУБ. ВМС Индии располагают 45 истребителями МиГ-29К/КУБ, поставка последних из которых состоялась в начале 2017 года. Эти самолеты приписаны к авиабазе ВМС Индии Ханса.
Василий Сычёв
Компания «Андроидная техника» окончательно защитила проект универсальной платформы боевых роботов «Маркер». Как сообщает «РИА Новости», в его рамках компания отработала целый ряд технологий, в том числе автономное групповое взаимодействие.