Крупнейшая в мире колония королевских пингвинов на юге Индийского океана, в которой в 1980-е годы было полмиллиона пар, сократилась в размерах на 88 процентов — сейчас численность колонии составляет около 120 тысяч особей. Статья об этом вышла в журнале Antarctic Science.
Королевские пингвины (Aptenodytes patagonicus) — крупный вид пингвинов, по размерам уступающий только императорским. В целом их численность в Южном океане в последние 50 лет увеличивалась, в частности, после того, как люди перестали их истреблять. Колонию на острове Кошон необитаемого французского архипелага Крозе в южной части Индийского океана обнаружили в 1962 году. 30-40 лет назад она считалась крупнейшей колонией этого вида и второй по величине колонией пингвинов в мире (крупнее была только колония антарктических пингвинов на Южных Сандвичевых островах в южной Атлантике).
С тех времен численность колонии не переоценивалась, поэтому Анри Ваймерскирх (Henri Weimerskirch) из университета Рошель и его коллеги решили обновить информацию о численности колонии. Для этого ученые использовали спутниковые снимки и данные съемки с вертолета, в том числе проведенные в 2016 году с российского судна «Академик Трешников».
«Колония за последние 35 лет уменьшилась на 88 процентов, с примерно 500 тысяч пар до 60 тысяч пар. Мы изучили возможные причины такого снижения численности, но не смогли найти убедительное объяснение беспрецедентного уменьшения колонии», — пишут авторы статьи. В 1962 году, когда колонию сфотографировали впервые, в ней насчитали 317 тысяч пар птиц.
Кроме того, ученые обнаружили между побережьем и основной колонией еще одну колонию поменьше, которой не было на старых фотографиях до 2005 года. В декабре 2016 года в ней было 14 тысяч птиц.
Исследователи пишут, что резкое уменьшение колонии было неожиданным, так как другие группы птиц в том же архипелаге Крозе остаются стабильными, а на соседних островах колонии увеличились. Среди возможных причин такого уменьшения они называют, в частности, индоокеанский диполь 1997 года — температурную аномалию поверхности воды в западной части океана, похожую на феномен Эль-Ниньо в Тихом океане. Аномалия 1997 года могла сильно отразиться на способности пингвинов добывать пищу.
Часть колонии могла отколоться и куда-то переместиться, но, как отмечают ученые, королевские пингвины достаточно верны месту своего рождения и первого размножения. Атаковать птенцов пингвинов теоретически могут дикие кошки и мыши, живущие на острове, но пока не замеченные в этом. Наконец, птицы могли чем-то заболеть (например, болезнью Лайма, которую переносят клещи), но сейчас данных об этом нет.
Колония достаточно хорошо защищена от цунами и других катаклизмов, так что «причина такого сильного сокращения колонии пока не известна и требует дополнительных исследований», заключают ученые. По их подсчетам, колония начала уменьшаться еще 20 лет назад, и этот процесс, судя по всему, продолжается до сих пор. Чтобы разобраться, что происходит с пингвинами, нужны экспедиции на остров — последний раз люди посещали его в 1974 и 1982 годах.
Ольга Добровидова
У плодов снизили выработку гормона созревания
Японские исследователи создали генетически модифицированную дыню, плоды которой медленнее дозревают после сбора и, следовательно, дольше хранятся. Публикация об этом появилась в журнале Frontiers in Genome Editing. Сотрудники Университета Цукубы под руководством Хироси Эдзуры (Hiroshi Ezura) взяли за основу премиальный сорт «Харукэи-3» («Harukei-3», буквально «Весна-3») сетчатой дыни (Cucumis melo var. reticulatus). Ее геном содержит пять гомологов гена фермента оксидазы 1-аминоциклопропанкарбоновой кислоты (ACO), который катализирует последнюю стадию биосинтеза этилена — газообразного гормона созревания плодов. Один из этих гомологов — CmACO1 — экспрессируется преимущественно в собранных фруктах. Авторы работы с помощью системы CRISPR/Cas9 внесли в него точечные мутации, снижающие активность; никаких сторонних генов в геном растения не встраивали. Генная модификация сохранялась в дыне по меньшей мере на протяжении двух поколений. На 14-й день после сбора урожая обычные дыни «Харукэи-3» размягчались и проминались при разрезании пополам. Они имели влажную и кашистую текстуру, но без характерного запаха брожения, что соответствует ранней стадии ферментации. На таком же сроке упругость модифицированных плодов была в 3–10 раз выше, чем у обычных; никаких дефектов, связанных с перезреванием, у них не наблюдалось. Выработка этилена в таких дынях на момент сбора была в десять раз меньше и не возрастала после двух недель хранения (у обычных она увеличивалась более чем вдвое). Их плоды оказались несколько меньше стандартных, а на форму, цвет и вкус генетическая модификация не влияла.