Комета «Невероятный Халк», которая, как пишет пресса, потенциально угрожает существованию нашей цивилизации, не только не представляет собой угрозы для Земли, но и перестала существовать примерно две недели назад, сообщил N + 1 астроном Станислав Короткий.
Ранее российский исследователь кометных метеоритов Евгений Дмитриев в интервью агентству «Интерфакс» рассказал о потенциальной катастрофе. Он не привел индекса кометы, но сообщил, что она была открыта 23 сентября 2017 года и 7 августа сблизится с Землей на минимальное расстояние. При этом Земля пройдет «через газопылевое окружение (ГПО) яркой кометы», из-за чего «не исключено возникновение гигантской молнии, порождающей мощнейший кометный электромагнитный импульс (КЭМИ), который может стать губительным для цивилизации», утверждает исследователь.
«Полностью выйдет из строя все электронное оборудование, прекратят работу предприятия и объекты жизнеобеспечения, включая электростанции, остановится транспорт, упадут самолеты», — предупредил Дмитриев. Впрочем, добавил он, необязательно, что «7 августа события будут развиваться по катастрофическому сценарию, но что-то похожее в большей или меньшей степени возможно».
Научный руководитель обсерватории «Ка-Дар» Станислав Короткий сказал N + 1, что под это описание подходит только один объект — комета C/2017 S3 (PANSTARRS), которая действительно была открыта в сентябре 2017 года. В западной прессе ее назвали «Халком» из-за зеленоватого оттенка газовой оболочки — комы. 7 августа комета должна была пройти на минимальном расстоянии от Земли. Впрочем, это «минимальное» расстояние составляет 0,76 астрономической единицы, то есть 113,4 миллиона километров, и это сближение не представляет для нашей планеты никакой, даже самой гипотетической угрозы.
«Однако самое забавное заключается в том, что „невероятного Халка“ на самом деле больше нет — комета распалась еще в июле», — рассказал астроном.
Комета C/2017 S3 относилась к числу гиперболических комет — то есть ее орбита была разомкнута. Такой объект, единожды появившись во внутренних районах Солнечной системы, должен навсегда ее покинуть. Но даже это единственное появление стало для кометы C/2017 S3 фатальным — не долетев до Солнца дистанции, примерно равной радиусу орбиты Земли, ядро кометы разрушилось, превратившись в рой обломков. Такое нередко происходит с кометами, которые впервые проникают во внутренние области Солнечной системы. Как правило, они разрушаются при прохождении перигелия, ближайшей к Солнцу точки своей орбиты. Но в случае с «Халком» это случилось намного раньше — до перигелия эта комета должна была добраться примерно 15 августа.
«Развал ядра произошел 15 июля, когда до перигелия ей оставалось 0,93 астрономической единицы. В телескоп это выглядело как резкое увеличение яркости, после чего начался спад и обломки рассеялись в пространстве», — сказал астроном.
Сергей Кузнецов
Она оказалась разреженной
Спускаемый модуль индийской лунной миссии «Чандраян-3» измерил плотность плазмы вблизи лунной поверхности в начале лунного дня. Она составила от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр, сообщается на сайте ISRO. Полезная нагрузка миссии «Чандраян-3» состоит из камер и семи научных приборов, пять из которых входят в состав спускаемого модуля. Один из них — зонд Ленгмюра эксперимента RAMBHA (Radio Anatomy of Moon Bound Hypersensitive ionosphere and Atmosphere), представляющий собой металлический сферический зонд диаметром пять сантиметров. Он установлен на метровой выдвижной мачте, чтобы прибор мог работать в невозмущенной окололунной среде. Зонд позволяет определять параметры плазмы, такие как плотность или температуру ионов и электронов, вблизи поверхности Луны. Для этой цели на него подается положительный или отрицательный потенциал относительно опорного электрода и снимается вольт-амперная характеристика. Анализ первых данных, полученных зондом Ленгмюра 24 августа 2023 года, показывает разреженность окололунной плазмы, которая характеризуется плотностью примерно от 5 до 30 миллионов электронов на кубический метр. Эта оценка относится к началу лунного дня, последующие измерения должны показать динамику плотности в течение всего лунного дня, на которую должен влиять солнечный ветер. Ранее мы рассказывали о том, как «Чандраян-3» углубился в лунный реголит на восемь сантиметров и определил состав реголита в южном приполярном регионе Луны.