Большинство американцев считают допустимым редактирование генома эмбриона человека в медицинских целях, но не для усиления способностей будущего ребенка. Социологическое исследование на эту тему провел Pew Research Center.
Первый в США эксперимент по редактированию генома человеческих эмбрионов с помощью технологии CRISPR/Cas9 американские ученые представили летом 2017 года, до этого аналогичные работы проводились в Китае. Во всех экспериментах редактирование проводили в медицинских целях, а эмбрионы впоследствии были уничтожены. Осенью 2017 года британские ученые опубликовали итоги эксперимента, в рамках которого редактирование генома эмбрионов человека впервые применили не для лечения врожденных заболеваний, а в чисто исследовательских целях. Поскольку общество нередко с опаской относится к технологиям редактирования генома, различные организации проводят опросы, чтобы понять, как меняется отношение к этой теме с течением времени.
По результатам опроса Pew Research Center, 72 процента респондентов считают, что с помощью генетического редактирования допустимо предотвращать серьезные врожденные заболевания (27 процентов не согласны с этой точкой зрения). Чуть меньше опрошенных, 60 процентов, согласны отредактировать геном, чтобы защитить человека от опасных заболеваний в будущем (38 процентов не поддержали этот вариант). Повышение интеллекта будущего ребенка генетическими методами назвали допустимым лишь 19 процентов (в то время как четыре пятых сочли такое применение технологии недопустимым). При этом чем больше респонденты знали о редактировании генома, тем охотнее они соглашались с допустимостью использования этой технологии.
Также оказалось, что мужчины более склонны считать геномное редактирование допустимым вне зависимости от области его применения: так, к примеру, повышать интеллект будущего человека через редактирование генома эмбриона согласны 24 процента мужчин и только 13 процентов женщин. Разброс сохраняется и для медицинского применения технологии, где, в частности, 76 процентов опрошенных мужчин считают допустимым лечение врожденных заболеваний (против 68 процентов женщин).
Религиозные американцы, посещающие церковные службы по крайней мере раз в неделю и молящиеся по крайней мере раз в день, разделились во мнениях о допустимости медицинского геномного редактирования: 57 процентов поддержали метод для борьбы с врожденными заболеваниями и 46 процентов — для защиты от болезней в будущем. Среди нерелигиозных респондентов доли были существенно выше: 82 и 73 процента соответственно.
При этом американцам в целом не очень нравится, что для развития технологии редактирования геномов понадобятся испытания на человеческих эмбрионах: допустимым это назвала лишь треть опрошенных. Среди религиозных людей доля согласных была ещё ниже и составила лишь 11 процентов. 55 процентов их наименее религиозных соотечественников сочла испытания на эмбрионах допустимыми. Мужчины охотнее принимали тестирование на эмбрионах, чем женщины (43 процента против 24 процентов).
Кроме того, социологи оценивали уровень понимания вопросов респондентами с помощью теста из девяти вопросов, например, о составе атмосферы, ГМО, прививках и применении антибиотиков. Люди с высокой научной грамотностью охотнее соглашались с допустимостью медицинского вмешательства в геном (86 процентов для исправления врожденного дефекта и 71 процент для лечения будущих заболеваний — в обоих случаях более чем на 20 процентных пунктов больше, чем доля респондентов с низкой научной грамотностью). Аналогичным образом на ответы влиял и уровень образования респондента, однако это не коснулось вопроса о повышении интеллекта.
В будущее геномного редактирования эмбрионов американцы смотрят с пессимизмом: так, 58 процентов опрошенных согласились, что распространение таких технологий усилит социальное неравенство, так как они будут доступны только богатым. Чуть более половины, 54 процента, уверены, что найдутся люди, которые будут использовать эти технологии в морально недопустимых сферах. 46 процентов считают, что использовать геномное редактирование люди начнут еще до того, как в полной мере изучат их влияние на здоровье. В этих случаях женщин-пессимистов больше, чем мужчин, а уровень научной грамотности повышал ожидания как положительных, так и отрицательных последствий.
Наконец, респондентов просили оценить, насколько хорошо ученые понимают последствия геномного редактирования для здоровья людей. 36 процентов сочли, что исследователи понимают это очень хорошо или достаточно хорошо, а 62 — что плохо или совсем не понимают. Причем на этих показателях уровень научной грамотности не сказывался.
В опросе, проведенном в апреле-мае 2018 года, участвовали 2537 взрослых американцев, ошибка выборки составила плюс-минус 2,8 процентных пункта.
Что такое CRISPR/Cas9 и как эта технология изменит медицину, можно в подробностях узнать из нашего матeриала «Запомните эти буквы».
Ольга Добровидова