Либерийка больше года жила без симптомов Эболы и все равно заразила семью

Женщина, переболевшая Эболой во время вспышки в Либерии в 2014 году, больше года жила без каких-либо симптомов заболевания и затем заразила трех членов своей семьи в конце 2015 года. Статья ученых об этом клиническом случае опубликована в журнале Lancet Infectious Diseases.

Крупная эпидемия вирусной лихорадки Эбола случилась в 2013-2016 годах в странах Западной Африки, Либерии, Гвинее и Сьерра-Леоне: всего было зафиксировано свыше 28 тысяч заболевших, более 11 тысяч из них умерли. Локальные вспышки заболевания продолжаются до сих пор: девятую по счету вспышку в Демократической Республике Конго, которая началась в мае, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила закончившейся в минувший вторник. 

Группа Эмили Докубо (Emily Dokubo) из Центров по контролю и профилактике заболеваний США описывает случай жительницы либерийской столицы, 15-летний сын которой попал в больницу с Эболой в ноябре 2015 года, спустя два месяца после того, как Либерию объявили свободной от инфекции. Мальчик умер спустя шесть дней, а затем вирус нашли у его отца и брата (они выжили).

Реконструируя историю вспышки заболевания в ходе масштабного эпидемиологического расследования, медики пришли к выводу о том, что 33-летняя женщина, скорее всего, заразилась Эболой в июле 2014 года от своего брата, работавшего в местной клинике и впоследствии погибшего от лихорадки. В августе 2014 года беременная на тот момент женщина перенесла выкидыш и тяжело заболела, но выжила, хотя не получала лечения. К октябрю 2015 года она вновь забеременела и родила ребенка, вновь почувствовала себя неважно и обратилась в больницу, где ее лечили от малярии и анемии, поскольку официально инфекции на тот момент в стране уже не было.

Авторы статьи отмечают, что к моменту обнаружения семейного кластера заболевания тесты на Эболу у женщины и ее младенца были отрицательными, а в крови были антитела к вирусу, что в отсутствие вакцинации говорило о том, что она уже переболела лихорадкой и, скорее всего, передала антитела ребенку с грудным молоком. Судя по всему, после заражения от брата заболевание у нее перешло в латентную стадию и вновь активизировалось только после второй беременности и родов — тогда она и заразила членов своей семьи. 

Ученые пишут, что это третий случай повторного проявления заболевания у уже переболевшего человека и первый такой случай, когда вирус передался от женщины. «Хотя сейчас лихорадки Эбола в западной Африке нет, такая устойчивость вируса может представлять риск повторения случаев и возникновения масштабных вспышек, если ее быстро не обнаружить и не взять под контроль», — говорится в статье.

Ранее американские и либерийские медики выяснили, что у мужчин, переболевших лихорадкой Эбола, вирусная РНК сохраняется в сперме даже через два года после выздоровления. Вирусную РНК находили также в грудном молоке и спинномозговой жидкости выживших. В ходе эпидемии 2013-2016 годов возбудитель заболевания, судя по всему, мутировал так, чтобы легче передаваться от человека к человеку.

Ольга Добровидова