Британская компания BAE Systems представила концепт виртуального кокпита для перспективного истребителя нового поколения Tempest, разработку которого планируется начать в ближайшее время. Как пишет Defense News, в новом кокпите виртуальные элементы будут добавляться в поле визуального восприятия летчика с помощью нашлемного дисплея, причем отображаемую информацию можно будет настраивать в широких пределах.
В подавляющем большинстве современных истребителей в состав кокпита традиционно входит набор аналоговых и цифровых приборов и один или более многофункциональных дисплеев с настраиваемым выводом информации. В зависимости от версии боевого самолета соотношение аналоговых и цифровых приборов может сильно варьировать. Например, на старых и не модернизированных истребителях цифровые приборы могут отсутствовать.
Американские истребители F-35 Lightning II, использующие подобие виртуального кокпита, также оснащены различного рода приборами. В этих самолетах реализована система сквозного видения — изображение с внешних камер по периметру планера самолета выводится на нашлемный дисплей летчика в F-35 и смещается в соответствии с поворотом его головы. Так, обернувшись летчик увидит то, что происходит позади его самолета, а не спинку кресла и заднюю стенку кабины.
Концепт виртуального кокпита, представленного BAE Systems, предполагает практически полный отказ от приборов в привычном их виде. Данные со всевозможных датчиков, камер, радара, систем управления вооружением будут выводиться на приборы в дополненной реальности. Вывод информации будет полностью настраиваемым — летчик сможет самостоятельно настроить отображение приборов и задать их положение в видимом пространстве. Например, некоторые приборы можно будет вывести за периферийное зрение и видеть их только при повороте головы.
Концепт виртуального кокпита предполагает установку в кабине пилота только одного многофункционального сенсорного дисплея, однако предполагается, что он будет включаться только в случае отказа системы дополненной реальности; на протяжении безаварийного полета этот дисплей будет погашен.
Концепт истребителя Tempest был представлен министром обороны Великобритании Гэвином Уильямсоном в середине июля текущего года. Его предполагается использовать наравне с американскими F-35 Lightning II и европейскими Eurofighter Typhoon в составе ВВС Великобритании. Новый боевой самолет планируется принять на вооружение в середине 2030-х годов. Проект разработки нового самолета будет вестись совместно с итальянским концерном Leonardo. С британской стороны в нем примут участие компании BAE Systems, Rolls Royce и MBDA UK.
Представленный макет боевого самолета выполнен высокопланом по схеме «бесхвостка» с двумя отклоненными в стороны килями. Макет предполагает, что самолет будет двухдвигательным с воздухозаборниками, расположенными по сторонам фюзеляжа под крылом. В конструкции Tempest планируется широко использовать технологии малозаметности. По словам Уильямсона, новый боевой самолет будет выполнен опционально пилотируемым — он сможет выполнять полеты под управлением летчика или в полностью автономном режиме.
Василий Сычёв
Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) министерства обороны США выбрало десять компаний и исследовательских организаций, которые займутся разработкой легких и мощных очков ночного видения. Военные хотят, чтобы по размерам и массе они были ближе к обычным очкам.