Систему точной посадки на корабль испытали в океане

Истребитель F-35B садится на палубу десантного корабля «Уосп»

U.S. Pacific Fleet

Специалисты Корпуса морской пехоты США весной 2018 года провели успешные операционные испытания единой системы точного сближения и посадки (Joint Precision Approach and Landing System, JPALS) на борту универсального десантного корабля «Уосп». Согласно сообщению американской компании Raytheon, это были первые испытания системы на корабле во время развертывания. Испытания проводились в Тихом океане в разных погодных условиях и при состоянии моря до пяти баллов (высота волны от 2,5 до 4 метров).

Разработка системы JPALS ведется с конца 2000-х годов. В ее состав входят GPS, система локального точного позиционирования и оборудование автоматического обмена информацией с заходящими на посадку на палубу корабля самолетами. По предварительной оценке, использование нового оборудования на авианосцах позволит отказаться от радаров, необходимых для контроля воздушной обстановки. Кроме того, считается, что благодаря JPALS можно будет сократить промежутки между посадками самолетов за счет отказа от переговоров с диспетчером.

Во время испытаний на десантном корабле «Уосп», находившемся в Филиппинском море, новая система руководила посадкой истребителей F-35B Lightning II. Эти боевые самолеты способны выполнять укороченный взлет и вертикальную посадки; в перспективе они составят основу авиагрупп десантных кораблей, имеющих более короткую полетную палубу по сравнению с авианосцами. Состоявшиеся проверки были признаны полностью успешными. С 2019 года планируется запустить серийное производство JPALS.

Между тем, с осени 2019 года американские палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet и F-35B/C, а также самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, начнут получать новое программное обеспечение Magic Carpet («Ковер-самолет»). Эта программа позволяет автоматизировать ведение самолета при заходе на посадку, нивелируя перекрестные связи в управлении. В настоящее время при посадке F/A-18E/F на палубу движущегося авианосца летчику необходимо следить и приводить в соответствие с посадочными условиями угол атаки, тангаж и крен. Изменение одного из параметров неизбежно ведет к изменению двух других.

При использовании системы Magic Carpet, летчику, в случае необходимости изменить тангаж, достаточно лишь потянуть на себя или отклонить вперед рукоятку управления, не отвлекаясь на необходимость корректировки остальных параметров захода на посадку. При этом программное обеспечение может самостоятельно выдерживать глиссаду, так что от летчика практически не потребуется дополнительных корректировок.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.