Американская компания Kratos Defense & Security Solutions подготовила летный прототип беспилотного летательного аппарата — ведомого XQ-58A Valkyrie к испытаниям. Как сообщает Flightglobal, летные испытания нового аппарата, который должен будет выполнять полеты в связке с ведущим пилотируемым истребителем, планируется начать осенью 2018 года.
По оценке военных, беспилотные ведомые могли бы брать на себя часть боевых функций пилотируемого самолета. Например, аппараты могли бы наносить удары по целям, указанным летчиком. Кроме того, такие аппараты могли бы нести более мощные радиолокационные станции или сенсоры. При этом пилотируемый самолет действовал бы незаметным, получая при этом больший объем информации.
Основные технические характеристики беспилотного ведомого XQ-58A засекречены. Известно только, что аппарат имеет в длину 9,1 метра и размах крыла 8,2 метра. Аппарат способен нести боевую нагрузку массой 272 килограмма во внутренних отсеках вооружения или на внешней подвеске.
В случае успешного завершения программы XQ-58A станут ведомыми для истребителей пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также для боевых самолетов четвертого поколения и бомбардировщиков. Основной целью проекта является разработка относительно дешевых в производстве многоразовых беспилотных ведомых, боевые потери которых финансово не были бы чувствительными.
Изначально в рамках проекта XQ-58A велось создание беспилотного истребителя, предназначенного для полетов в зонах с ограничением и воспрещением доступа и маневра (anti-access/area denied environment, зоны A2/AD). Ранее сообщалось, что аппарат будет выполнять полеты на высоте 13,7 тысячи метров и будет способен к маневрированию с высокими устоявшимися показателями перегрузок.
Между тем, в США ведется разработка системы автономизации пилотируемых боевых самолетов, которая позволит сделать их беспилотными ведомыми. Разработка ведется с 2015 года, а первые летные испытания системы состоялись в апреле 2017 года на беспилотной версии многофункционального истребителя F-16 Fighting Falcon.
Испытания модифицированного истребителя F-16 проводились на полигоне авиабазы «Эдвардс» в Калифорнии. Во время испытательных полетов программное обеспечение истребителя F-16 получало данные о целях и рассчитывало полетное задание. В соответствии с этим полетным заданием истребитель «поражал» наземные цели. Реальное вооружение в испытаниях не использовалось.
При этом в полете программное обеспечение, если происходили изменения вводных, пересчитывало полетное задание и самостоятельно определяло приоритеты. Разработчики также проверяли надежность работы системы автономизации ударных беспилотников в случае отклонения от курса, отказа одной или нескольких бортовых систем, в том числе систем вооружения, а также потери связи с оператором.
Военные рассматривают возможность установки новой системы на уже списанные и переведенные на хранение истребители F-16, а также сверхзвуковые тяжелые бомбардировщики B-1B Lancer.
Василий Сычёв