Европейский авиастроительный концерн Airbus совместно с ВВС Австралии провел испытания новой системы автоматической дозаправки в воздухе, которая в перспективе позволит существенно сократить нагрузку на операторов заправки во время процедуры. Согласно сообщению концерна, во время испытаний самолет-заправщик A310MRTT с автоматической системой провел дозаправку другого «летающего танкера» — австралийского KC-30A. Испытания признаны успешными.
Дозаправка в воздухе активно используется военными, поскольку позволяет существенно увеличить время беспосадочного полета самолетов. Например, благодаря воздушной дозаправке во время войны в Ираке в 2003 году американские бомбардировщики выполняли беспосадочные перелеты с авиабазы «Уайтмен» в Миссури в Ирак и обратно (общее расстояние — более 21 тысячи километров). Кроме того, благодаря дозаправке российские бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 проводят в воздухе во время патрулирования около суток.
Во время дозаправки самолет-реципиент пристыковывается к заправочной штанге или шлангу самолета-заправщика. Затем оператор заправки, находящийся на борту «летающего танкера» включает топливный насос, который перекачивает топливо. Вся эта операция проводится при постоянном радиообмене между оператором заправки и пилотом самолета-реципиента. Ручное управление системами дозаправки отнимает довольно много времени.
По оценке Airbus, автоматическая система дозаправки (AAR, Automatic Air-to-air Refueling) позволит существенно сократить время, необходимое на дозаправку, поскольку она будет выполнять все операции быстрее и качественнее человека — оператора заправки. При этом сам оператор не будет исключен из экипажа самолета-заправщика и будет выполнять надзор за работой автоматической системы, а также вмешиваться в процесс дозаправки во время нештатных ситуаций.
Во время испытаний, которые состоялись в конце июня A310MRTT произвел подряд семь операций дозаправки KC-30A. Продолжительность проверок составила два часа. Испытания признаны успешными. Во время дозаправки оператор отвечал за начальный выпуск заправочной штанги и предварительное ее наведение, после чего система переключалась в автоматический режим. В этом режиме она уже автоматически производила стыковку с самолетом-реципиентом и перекачивала топливо.
Первые испытания автоматической системы дозаправки в воздухе состоялись в мае прошлого года. Тогда «летающий танкер» A310MRTT провел автоматическую дозаправку истребителя F-16 ВВС Португалии. Как ожидается, новая система пройдет еще серию доработок и испытаний, а с 2019 года будет уже устанавливаться на серийные самолеты-заправщики A310MRTT.
Разработкой систем автоматической дозаправки в воздухе занимаются и несколько американских компаний, включая Northrop Grumman. Последняя создает собственную систему по заказу ВМС США. Американские военные намерены оснастить такой системой перспективные палубные беспилотники MQ-25 Stingray. Они будут использоваться для дозаправки в воздухе других беспилотников, а также пилотируемых самолетов. Кроме того, они будут вести разведку.
Василий Сычёв
Академия оборонных наук КНДР провела финальные испытания гиперзвуковой ракеты. Как сообщает северокорейское Центральное телеграфное агентство, на этот раз боеголовка поразила цель на расстоянии тысячи километров.