Радиоинтерферометр MeerKat заработал в полную силу

Сегодня, 13 июля, состоялось официальное открытие радиотелескопа MeerKAT. Спустя десятилетие проектирования и строительства инструмент наконец-то приступил к первым научным экспериментам. На церемонии запуска была показана полученная MeerKAT панорама, где в деталях запечатлена центральная область Млечного Пути.

Строительство телескопа MeerKat на Северном мысе Южной Африки ведется с 2012 года. В общей сложности он насчитывает 64 антенны, однако в 2016 году в эксплуатацию были введены только 16 из них. Однако даже несмотря на то, что инструмент работал только в четверть своей мощности, он смог «разглядеть» 1300 галактик на участке неба, где раньше было известно всего 70 галактик. В будущем MeerKat станет частью крупнейшего в мире радиоинтерферометра Square Kilometre Array с общей собирающей площадью антенн более одного квадратного километра.

Новый снимок, полученный с помощью всех 64 антенн MeerKAT, в деталях показывает центральную область нашей галактики. Панорама размером 2 градуса на 1 градус соответствует области 1000×500 световых лет. Цвета, используемые на изображении, отражают мощность радиоволн, регистрируемых телескопом (от красного для слабого излучения до оранжевого, желтого и белого для самых ярких областей). На изображение попало множество новых объектов, а также ранее известные остатки сверхновой, области звездообразования и радиофиламенты, в прошлом обнаруженные вблизи центральной черной дыры Млечного Пути.

64 антенны интерферометра MeerKAT могут образовывать 2 тысячи уникальных пар, больше чем любой другой инструмент такого типа. Это позволит получать высокоточные изображения неба в радиодиапазоне. Кроме того, исследователи отмечают удачное расположение интерферометра — MeerKat может видеть центр Млечного Пути в течение почти 12 часов каждый день.

В радиоинтерферометр можно также объединить и телескопы, находящиеся на разных континентов. Например, проект Event Horizon Telescope, в рамках которого ведутся наблюдения за ближайшим окружением черной дыры в центре Млечного Пути, объединяет сразу восемь телескопов. Вместе они образуют интерферометр с разрешением, эквивалентным разрешению радиотелескопа размером с Землю.

Астрономы однозначно обнаружили гидрид хрома в атмосфере горячего юпитера