Американская компания Aerion объявила о намерении провести первый трансатлантический полет своего перспективного сверхзвукового пассажирского самолета AS2 23 октября 2023 года. Как пишет Aviation Week, этот перелет планируется приурочить к 20-летию со дня последнего полета французского сверхзвукового пассажирского самолета Concorde.
Гражданских сверхзвуковых самолетов сегодня не существует. В 1970-х годах были введены в эксплуатацию советский Ту-144 и французский Concorde. Первый в пассажирских перевозках использовался чуть меньше года. Последний полет Concorde состоялся в октябре 2003 года по маршруту Нью-Йорк — Лондон. Оба самолета были списаны из-за очень высокой стоимости билетов на перелет.
Согласно утвержденному плану Aerion, эскизное проектирование нового самолета планируется завершить к середине 2020 года, а защиту технического проекта провести в начале 2022 года. После защиты уже собранный самолет должен будет совершить первый полет в течение полутора лет.
Разработчики планируют, что сертификация нового летательного аппарата завершится до конца 2025 года, а с 2026 года новые сверхзвуковые самолеты начнут выполнять регулярные перелеты. За первый год серийного производства Aerion планирует собрать 12 AS2, за 2027 год должны быть собраны 23 самолета, а за 2028-й — уже 36. В дальнейшем ежегодно компания будет выпускать по 36 AS2 до 2035 года.
Разработка AS2 ведется с 2014 года. По предварительным расчетам, длина самолета составит 51,8 метра, высота — 6,7 метра, а размах крыла — 18,6 метра. Максимальная взлетная масса сверхзвукового самолета составит 54,8 тонны. AS2 будет оснащен тремя двигателями, тяга каждого из которых составит около 69 килоньютонов. Самолет будет перевозить до 12 пассажиров.
AS2 будет выполнять полеты над водой на крейсерской скорости в 1,4 числа Маха, замедляясь до 1,2 над сушей. Несколько меньшая скорость полета над сушей вкупе с особой аэродинамической конструкцией планера позволит, как рассчитывают разработчики, почти полностью избегать формирования ударных волн.
Дальность полета самолета на скорости в 1,4 числа Маха составит 7,8 тысячи километров и 10 тысяч километров на скорости в 0,95 числа Маха. В настоящее время международные правила запрещают полеты сверхзвуковых самолетов над населенными участками суши.
Ранее стало известно, что демонстратор перспективного пассажирского сверхзвукового самолета, разрабатываемый американской компанией Lockheed Martin по проекту QueSST, получил официальное индексное обозначение X-59. Обозначение было присвоено самолету в соответствии с традицией, начавшейся в 1947 году при испытании ракетоплана X-1. Постройка нового сверхзвукового самолета уже началась.
Василий Сычёв
Немецкая компания H2FLY рассказала, что ее пассажирский водородный самолет HY4 впервые для своего типа поднялся на высоту более чем 2200 метров, а также совершил перелет между двумя аэропортами.