Американские вороны (Corvus brachyrhynchos) и северо-западные вороны (C. caurinus) атакуют превосходящих их по размерам обыкновенных воронов (C. corvus) в 97 процентах межвидовых конфликтов, выяснили ученые из США и Канады, которые проанализировали более двух тысяч наблюдений орнитологов-любителей на территории Северной Америки. В статье, опубликованной в журнале The Auk: Ornithological Advances, сообщается, что число конфликтов выше в сезон гнездования и чаще всего они происходят с участием целых групп, а не отдельных особей.
Межвидовые конфликты — не редкость среди социальных животных. В частности, достаточно часто конфликтуют птицы: они могут либо защищать свою территорию, либо — гораздо чаще — драться за еду. Еще один повод для конфликтов птиц — поиск подходящего местообитания в период гнездования: стычки между представителями двух видов могут происходить при гнездовом хищничестве.
Изучить причины межвидовых конфликтов среди воронов решили Бенджамин Фримен (Benjamin Freeman) из Университета Британской Колумбии и Элиот Миллер (Eliot Miller) из Корнелльской лаборатории орнитологии. Они проанализировали 2014 случаев атак между представителями рода воронов, которые собрали наблюдатели-добровольцы, участвующие в проекте eBird.
Ученые разделили изученных птиц на две подгруппы: в первую попали американские и северо-западные вороны, а во вторую — обыкновенные вороны. Такое разделение не случайно: англоязычные орнитологи называют первые два вида «ворóнами» (crows), так как они фенотипически почти неразличимы и по размерам уступают репродуктивно изолированному обыкновенному ворону (его, в свою очередь, называют «вороном», то есть raven), больше походя на серую ворону (C. cornix). В русскоязычной же традиции ворóнами принято называть только серую и черную (C. corone) ворону, а все изученные в работе виды считаются вóронами.
Проанализировав данные, авторы работы выяснили, что американские и северо-западные вороны выступают в качестве агрессора в 97 процентах случаев конфликтов с обыкновенными воронами. Такой перевес существовал даже несмотря на тот факт, что обыкновенный ворон больше своих обидчиков по размерам: ученые также выяснили, что американские и северо-западные вороны превосходили числом особей обыкновенных воронов, вовлеченных в конфликт, в 81 проценте случаев.
Ученые также отметили, что бóльшая часть конфликтов происходит с марта по май — то есть в период активного гнездования. Авторы объясняют это тем, что для обыкновенных воронов характерно гнездовое хищничество, или клептопаразитизм: они наживаются на чужих гнездах, в особенности — на гнездах американских и северно-западных воронов, которые защищают свое жилье и пищу, атакуя. Конфликты наблюдались и в другой период, в частности — зимой: ученые предполагают, что такое поведение обусловлено стремлением защитить свое местообитание в период гнездования заранее.
По словам ученых, их работа показывает, насколько важными для науки могут быть наблюдения, которые проводят обычные наблюдатели: в этой работе именно с помощью данных, предоставленных орнитологами-любителями, удалось изучить поведение разных видов воронов на территории Северной Америки и выяснить распределение и предпосылки межвидовых конфликтов.
Вороны — животные очень сообразительные, поэтому их когнитивные способности изучаются довольно часто. Они, к примеру, отличаются способностью распределять дела и составлять планы на следующий день, а также умеют воссоздавать инструменты по памяти.
Елизавета Ивтушок