Британские психологи выяснили, что в возрасте четырех лет дети неспособны эффективно использовать эпизодическую память для того, чтобы выбрать инструмент, который поможет им в будущем. Для этого ученые провели эксперимент, в ходе которого дети разных возрастов учились открывать монетками разных цветов коробки для получения стикеров. Отчет о проведенном исследовании опубликован в журнале Current Biology.
Для эффективного планирования и принятия решений у людей хорошо развита способность представлять, что произойдет в будущем. К примеру, зная, что книжная полка выдерживает всего 20 книг весом в один килограмм, ее владелец вряд ли положит на нее 21 книгу: его остановит знание о том, что полка столько не выдержит, и представление того, как она обваливается под избыточным грузом. В этом случае человек полагается на эпизодическую память: он также может использовать информацию о том, как однажды полка все-таки обвалилась, когда на нее поставили слишком много книг.
Чтобы изучить способность к подобному планированию, ученые обычно используют тесты с выбором определенных инструментов (item choice test). Разновидность такого теста использовали в своем эксперименте психологи из Сент-Эндрюсского университета под руководством Аманды Сид (Amanda M. Seed). Они взяли головоломку-коробку, напоминающую сортер (игрушку для детей, в отверстия которой необходимо вставить предметы определенной формы): в нее необходимо было вставить специальную монетку и получить за это наклейку. В начале эксперимента детям показывали две такие коробки и учили их правильно ими пользоваться, выбирая подходящую монетку, после чего одну из коробок забирали и уводили детей из комнаты на десять минут для проведения когнитивного теста. После окончания теста детям предлагали на выбор три монетки: одна из них открывала ту коробку, которая осталась в комнате, вторая открывала ту коробку, которую убрал экспериментатор, а третья не имела никакого функционального значения. Открывающие коробки монетки соответствовали им по цвету: к примеру, красную коробку можно было открыть красной монеткой, а синюю — синей. Детям предлагали выбрать монетку для того, чтобы получить еще наклеек, после чего спрашивали, помнят ли они, какого цвета была коробка.
Всего в эксперименте приняли участие 11 трехлетних детей, 44 четырехлетних ребенка, 61 пятилетний ребенок, 49 шестилеток и 47 детей в возрасте семи лет. Ученые выяснили, что дети выбирают правильную монетку в более чем 50 процентах случаев (выше уровня случайного попадания), начиная с пятилетнего возраста, а в возрасте четырех лет — только в 32 процентах случаев.
Тем не менее, ученые отмечают, что четырехлетние дети успешно запоминают ту коробку, которую им предстоит открыть (это, однако, также может быть случайным попаданием; ученые планируют проверить это в последующих исследованиях). Их эпизодическая память, как заключают авторы, работает достаточно эффективно и выбрать правильную коробку они могут. Судя по всему, на процесс принятия решений четырехлетних детей влияет их знание о том, что обе монетки могут помочь получить вознаграждение. Эта информация «перекрывает» информацию о том, какая монетка будет наиболее полезна.
Способностью к планированию обладают не только люди, но и животные. К примеру, год назад шведские ученые выяснили, что вороны могут запомнить предмет, который поможет им решить головоломку, и затем использовать его для получения угощения.
Елизавета Ивтушок
При этом носители тоновых языков хуже различают ритм
Родной язык влияет на восприятие музыки: владение тональным языком способствует лучшему различению похожих мелодий, а владение нетональным языком помогает лучше распознавать ритм. Результаты метаанализа 20 исследований и эксперимента с 459066 участниками опубликованы в Current Biology. Тональные (тоновые) языки, распространенные в Юго-Восточной Азии (например, китайский или вьетнамский), отличаются использованием высоты звука для указания смысла слова. В таких языках как русский или английский могут использоваться интонации, но, в отличие от тональных языков, интонации распространяются на большой отрезок предложения, а не показывают значение одного конкретного слова. Прошлые исследования показывают, что язык имеет большое влияние на мышление и восприятие: от социальных норм и стереотипов до зрительного восприятия предметов. Однако изучение того, насколько родной язык связан со способностью воспринимать музыку, пока дает противоречивые результаты. Исследователи из Новый Зеландии и США под руководством Цзинсюань Ли (Jingxuan Li) из бизнес-школы Колумбийского университета решили проверить, влияет ли владение тоновым языком на обработку и восприятие музыки. Для этого авторы провели метаанализ 20 прошлых исследований, а затем провели собственный эксперимент, в котором приняло участие 459066 человек. На первом этапе авторы сгруппировали проведенные ранее исследования влияния языка на обработку музыки, выделив как категории мелодию, высоту голоса и ритм. Для каждой категории они провели метаанализ. Размер эффекта показал преимущество носителей тоновых языков в различении схожих мелодий. Других отличий авторы не обнаружили, однако отметили, что большинство людей в выборках владели самыми распространенными языками (китайский, английский), а значит результаты нельзя распространить на другие языки. Кроме того, выборки были достаточно маленькими, что не дает делать значимые выводы. Во втором этапе исследователи провели эксперимент, собрав данные людей из 203 стран и получив информацию по 19 тональным языкам, 6 языкам с музыкальным ударением и 29 нетональным языкам. Участники проходили три задания, которые измеряли способность различать похожие мелодии, находить несоответствие вокала музыке и рассинхронизацию между клик-треком и песней. Анализ выявил преимущество носителей тоновых языков в способности различать схожие мелодии (p < 0,001). Это подтвердило результаты метаанализа и показало, что разница сохраняется и при сравнении других языков, помимо китайского и английского. Различий же в восприятии вокала авторы не обнаружили. В свою очередь, носители нетональных языков лучше улавливали несоответствие клик-трека песне. Метаанализ таких различий не выявил. Таким образом, учтя недостатки прошлых исследований, такие как маленькая выборка и малое количество языков для сравнения, авторы показали, что язык действительно влияет на восприятие музыки: носители тоновых языков лучше различают мелодии, но хуже распознают ритм. Исследователи изучают и то, как иностранный язык влияет на мышление. Так, американские психологи обнаружили, что использование иностранного языка снижает эмоциональность при решении этических проблем. А другая группа психологов показала, что если размышления на неродном языке заставляют людей фокусироваться на последствиях поступков окружающих, а не на их намерениях.