Четырехлетние дети не смогли воспользоваться памятью о нужном предмете

Британские психологи выяснили, что в возрасте четырех лет дети неспособны эффективно использовать эпизодическую память для того, чтобы выбрать инструмент, который поможет им в будущем. Для этого ученые провели эксперимент, в ходе которого дети разных возрастов учились открывать монетками разных цветов коробки для получения стикеров. Отчет о проведенном исследовании опубликован в журнале Current Biology.

Для эффективного планирования и принятия решений у людей хорошо развита способность представлять, что произойдет в будущем. К примеру, зная, что книжная полка выдерживает всего 20 книг весом в один килограмм, ее владелец вряд ли положит на нее 21 книгу: его остановит знание о том, что полка столько не выдержит, и представление того, как она обваливается под избыточным грузом. В этом случае человек полагается на эпизодическую память: он также может использовать информацию о том, как однажды полка все-таки обвалилась, когда на нее поставили слишком много книг.

Чтобы изучить способность к подобному планированию, ученые обычно используют тесты с выбором определенных инструментов (item choice test). Разновидность такого теста использовали в своем эксперименте психологи из Сент-Эндрюсского университета под руководством Аманды Сид (Amanda M. Seed). Они взяли головоломку-коробку, напоминающую сортер (игрушку для детей, в отверстия которой необходимо вставить предметы определенной формы): в нее необходимо было вставить специальную монетку и получить за это наклейку. В начале эксперимента детям показывали две такие коробки и учили их правильно ими пользоваться, выбирая подходящую монетку, после чего одну из коробок забирали и уводили детей из комнаты на десять минут для проведения когнитивного теста. После окончания теста детям предлагали на выбор три монетки: одна из них открывала ту коробку, которая осталась в комнате, вторая открывала ту коробку, которую убрал экспериментатор, а третья не имела никакого функционального значения. Открывающие коробки монетки соответствовали им по цвету: к примеру, красную коробку можно было открыть красной монеткой, а синюю — синей. Детям предлагали выбрать монетку для того, чтобы получить еще наклеек, после чего спрашивали, помнят ли они, какого цвета была коробка.

Всего в эксперименте приняли участие 11 трехлетних детей, 44 четырехлетних ребенка, 61 пятилетний ребенок, 49 шестилеток и 47 детей в возрасте семи лет. Ученые выяснили, что дети выбирают правильную монетку в более чем 50 процентах случаев (выше уровня случайного попадания), начиная с пятилетнего возраста, а в возрасте четырех лет — только в 32 процентах случаев.

Тем не менее, ученые отмечают, что четырехлетние дети успешно запоминают ту коробку, которую им предстоит открыть (это, однако, также может быть случайным попаданием; ученые планируют проверить это в последующих исследованиях). Их эпизодическая память, как заключают авторы, работает достаточно эффективно и выбрать правильную коробку они могут. Судя по всему, на процесс принятия решений четырехлетних детей влияет их знание о том, что обе монетки могут помочь получить вознаграждение. Эта информация «перекрывает» информацию о том, какая монетка будет наиболее полезна.

Способностью к планированию обладают не только люди, но и животные. К примеру, год назад шведские ученые выяснили, что вороны могут запомнить предмет, который поможет им решить головоломку, и затем использовать его для получения угощения.

Владение тоновым языком облегчило распознавание мелодий