Американская компания Lockheed Martin провела для ВМС США демонстрационные испытания прототипа системы, которая в будущем позволит управлять передвижениями беспилотных летательных аппаратов на палубе авианосца. Как пишет Aviation Week, новая система разрабатывается в рамках более масштабного проекта по созданию палубного беспилотника-заправщика MQ-25 Stingray.
Во время интенсивного летного дня по палубе авианосца могут одновременно перемещаться несколько летательных аппаратов. Для того, чтобы сделать их передвижение и распределение по стартовым позициям безопасным, на авианосце работают распорядители палубы. Они отдают команды по рулению, а также проводят предполетную проверку — визуальный контроль работы всей механизации самолетов.
В случае с пилотируемыми самолетами выполнение команд распорядителей палубы происходит довольно просто — летчик видит команды, отдаваемые распорядителем жестами, и исполняет их. В случае же с беспилотниками ситуация осложняется — оператор находится в центре управления и не видит палубы напрямую, но все же должен в точности выполнять команды распорядителя.
Система для палубных беспилотников, разрабатываемая Lockheed Martin представляет собой камеру с широким углом обзора. Панорамное изображение с нее передается на экран на пульте оператора. На него накладываются вспомогательные сообщения. Благодаря этой камере оператор видит жесты распорядителя.
Камера устанавливается на беспилотнике в носовой части. Разработчики утверждают, что с ее помощью оператор, находящийся в центре управления, имеет даже лучший обзор, чем летчик истребителя F/A-18 Super Hornet в кабине своего самолета. Другие подробности о новой системе пока не раскрываются.
В апреле текущего года американская компания General Atomics испытала систему управления перемещениями беспилотников по палубе авианосца, способную автоматически распознавать жесты распорядителей и исполнять отдаваемые ими команды.
Система, разрабатываемая General Atomics, предполагает встраивание в жезлы распорядителей палубы специальных устройств. Они способны распознавать жесты, показываемые распорядителем, и передавать их аппаратам в виде соответствующих команд: складывания или раскладывания крыла, выпуска или поднятия тормозного гака, маневрирования.
В перспективе система управления получит световую индикацию — с помощью набора светодиодов беспилотник сможет показать понял ли он жест распорядителя и статус выполнения команды. Испытания системы проводились на беспилотнике Avenger на сухопутном аэродроме. Работа системы проверялась в дневное и ночное время.
Василий Сычёв