Американский авиастроительный концерн Boeing представил концепт гиперзвукового пассажирского самолета, первый полет которого может состояться через 20-30 лет. По словам руководителя научных исследований концерна в области гиперзвука Кевина Боукатта, при разработке концепта нового летательного аппарата учтены наработки Boeing в области гиперзвукового полета, полученные за последние 60 лет. Согласно заявлению американской компании, наработки по проекту могут быть также использованы и военными.
Одним из основных направлений исследований мировых авиастроительных компаний сегодня являются сверхзвуковые пассажирские самолеты. Такие летательные аппараты позволят существенно сократить время, необходимое на перелеты. По предварительным оценкам, сверхзвуковые самолеты могут начать выполнять полеты самое ранее в середине 2020-х годов. Одновременно исследования ведутся и в области пассажирских перелетов на гиперзвуковой скорости, однако они пока носят больше теоретический, нежели практический характер.
Представленное Boeing изображение концепта гиперзвукового самолета показывает аппарат с вытянутым заостренным в носовой и хвостовой частях фюзеляжем и треугольным в плане крылом большой стреловидности. Самолет имеет отклоненные в стороны друг от друга два киля и две заостренные балки в хвостовой части, на которых они установлены. Концепт летательного аппарата выполнен по схеме низкоплана. Двигатели, вероятно, расположены в нижней части планера (на изображении их не видно). Самолет имеет обширное остекление кабины пилотов; иллюминаторы на фюзеляже расположены ближе к носовой части.
Как пишет Aviation Week, крейсерской скоростью полета нового самолета будут пять чисел Маха (6,2 тысячи километров в час). Гиперзвуковой принято называть скорость полета быстрее пяти чисел Маха. Крейсерской высотой полета нового самолета будут 28,9 тысячи метров. Благодаря таким летным характеристикам самолет, если он будет построен, сможет выполнять трансатлантические перелеты за два часа и транстихоокеанские — за три.
В качестве двигательной установки на самолете, вероятно, будут использоваться реактивные двигатели изменяемого цикла, аналогичные тем, что ставились на самолеты-разведчики SR-71 Blackbird. Силовые установки эти самолетов сочетали в себе конструктивные особенности обычных турбореактивных двухконтурных двигателей с форсажными камерами и прямоточных воздушно-реактивных двигателей. С помощью таких установок Blackbird поставил рекорд скорости при полете по прямой — 3529,56 километра в час. Усовершенствованные двигатели гиперзвукового пассажирского самолета смогут надежно работать на скорости полета около пяти чисел Маха.
В январе текущего года группа китайских исследователей во главе с Цуй Каем предложила использовать схему биплана при разработке гиперзвукового пассажирского самолета. Исследователи пришли к выводу, что схема биплана позволит существенно уменьшить лобовое сопротивление самолета при сохранении большого внутреннего объема. Ученые предложили конструкцию самолета с нижним большим крылом и верхним малым. Оба крыла должны иметь небольшой размах.
В гиперзвуковом полете на нижем крыле будут образовываться ударные волны — скачкообразное повышение давления, плотности и температуры воздушного потока. Предполагается, что верхнее крыло будет опираться на ударную волну, благодаря чему на нем будет образовываться большая по величине подъемная сила. Благодаря этому самолет будет расходовать меньше топлива в полете.
Василий Сычёв
Первые поставки заказчикам запланированы на 2025 год
Компания Doroni Aerospace показала новое видео полета разрабатываемого ею полностью электрического двухместного персонального летательного аппарата H1. Полет внутри ангара на небольшой высоте от пола впервые происходил под управлением находящего на борту пилота, сообщает издание New Atlas. Большинство из существующих сегодня проектов полностью электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой предназначены для использоваться в сервисах аэротакси. Однако, есть среди них и проекты летательных аппаратов для личного использования. От аэротакси они обычно отличаются более компактными размерами и меньшей пассажировместимостью. В качестве примера можно привести двухместный электролет Air One от израильского стартапа Air. Он предназначен для полетов на расстояние до 177 километров с максимальной скоростью до 250 километров в час. Другой летательный аппарат под названием Axe от компании SkyFly также предназначен для перевозки двух человек включая пилота. Проект электролета Doroni H1, уже несколько лет разрабатываемый стартапом Doroni Aerospace, также относится к типу летательных аппаратов, предназначенных для персонального использования. Он выполнен в виде квадрокоптера с четырьмя парами четырехлопастных соосных винтов, которые должны будут находиться внутри защитных кожухов, плавно переходящих в переднее и заднее крыло. Оба крыла имеют сравнимые размеры и устанавливаются под достаточно большим углом. Это позволяет использовать их подъемную силу в горизонтальном полете, во время которого H1, как и любой квадрокоптер, наклоняется вперед. Для создания дополнительной тяги в горизонтальном полете в задней части H1 будут устанавливаться два толкающих винта меньшего диаметра. Кабина персонального летательного аппарата имеет каплевидную форму и предназначена для двух человек, включая пилота. Предполагается, что Doroni H1 сможет пролетать на одном заряде аккумулятора до 100 километров со средней скоростью 160 километров в час. Максимальная же скорость составит 225 километров в час. Вес пустого электролета составляет 750 килограмм. Он может перевозить до 227 килограммов. Впервые H1 оторвался от земли и выполнил полет на высоте несколько метров в режиме висения без людей на борту в феврале 2023 года. С тех пор Doroni Aerospace осуществила уже несколько десятков тестовых полетов. В новом видео компания продемонстрировала полет H1, который впервые происходил под управлением находящегося на его борту пилота. Полет происходил в режиме висения на небольшой высоте внутри ангара компании, а за ручкой управления находился основатель и генеральный директор компании Дорон Мердингер (Doron Merdinger). Видно, что на текущей стадии разработки летательный аппарат не имеет крыльев и защитных обтекателей вокруг воздушных винтов. Из элементов корпуса на раме установлена только каплевидная кабина без дверей и остекления, в которой находится пилот. При этом на месте пассажира судя по всему расположилась аккумуляторная батарея. В 2024 году согласно текущим планам в Doroni Aerospace надеются сертифицировать H1 как легкий спортивный летательный аппарат. Поставки заказчикам запланированы на 2025 год. Для управления электролетом его будущему владельцу потребуется около 20 часов тренировок. https://www.youtube.com/watch?v=WfaEOrBwpHs Ранее мы рассказывали о другом проекте летательного аппарата с возможностью вертикального взлета и посадки под названием A5, разрабатываемого компанией ASKA. В отличие от проекта Doroni он представляет собой полноценный летающий автомобиль. У него есть автомобильные колеса, на которых он может передвигаться по дорогам общего пользования и раскладывающиеся для полета крылья, на которых расположены шесть электромоторов с винтами.