Агентство перспективных оборонных разработок министерства обороны США представило несколько проектов разработки новых систем подвески и движителей для перспективной боевой бронированной техники. В их числе — колесо-трансформер, которое может выполнять функции как колеса, так и гусеничного движителя, а также адаптивная подвеска, способная удерживать корпус машины в горизонтальной плоскости даже при передвижении по местности с сильным креном. Все разработки ведутся в рамках масштабной программы GXV-T.
Программа GXV-T подразумевает разработку различных технологий, которые в будущем позволят значительно улучшить мобильность, живучесть, безопасность и эффективность военной техники без дополнительного усиления ее брони. По итогам программы военные планируют отобрать несколько разработок, которые будут использованы в новых проектах наземной боевой техники. Демонстрационные испытания некоторых новых разработок проводились в Абердинском испытательном центре в Мэриленде в мае текущего года, однако информацию о них военные раскрыли только сейчас.
На демонстрационные испытания были представлены пять разработок. Так, Национальный инженерный центр робототехники Университета Карнеги — Меллона показал колесо-трансформер RWT, демонстрационные испытания которого проводились на бронемашине HMMWV. При передвижении по твердой поверхности это устройство имеет форму колеса, однако на сыпучем грунте трансформируется в гусеничный движитель. Само устройство перестает вращаться и принимает треугольную форму. При этом протектор трансформировавшегося колеса начинает движение, превращаясь в гусеницу.
Автомобилестроительная компания Pratt & Miller представила адаптивную подвеску с широким диапазоном хода METS. Она позволяет удерживать корпус машины в горизонтальном положении при передвижении по местности с сильным креном. Кроме того, она практически полностью гасит вибрации и колебания, при езде по бугристой поверхности. Эта подвеска собрана из двух с коротким и длинным ходом. Первая имеет ход от 10 до 15 сантиметров, а вторая — 106 сантиметров вверх и 76 сантиметров вниз. Подвеска выполнена полностью независимой.
Компания QinetiQ представила на демонстрационные испытания проект нового мотор-колеса, в котором как сам электромотор, так и планетарный редуктор вмещены в движитель, по своим габаритам точно соответствующий стандартному 20-дюймовому колесу армейской бронетехники. Такое мотор-колесо уже сейчас может быть установлено на любую бронемашину вместо обычного с минимальным вмешательством в конструкцию. Электромотор нового устройства и тормоза имеют жидкостное охлаждение.
В свою очередь Raytheon BBN Technologies показала систему дополненной реальности с круговым обзором для экипажей бронетехники. Эта система представляет собой набор различных оптико-электронных камер, тепловизоров и лидаров, установленных снаружи корпуса машины, и экраны и нашлемные дисплеи, внутри. Изображения с разных источников объединяются в одну картинку, значительно повышая информированность экипажа о происходящем вокруг. В перспективе новая система позволит отказаться от смотровых щелей и иллюминаторов в бронированной технике.
Наконец, Университет Карнеги — Меллона продемонстрировал систему дополненной реальности ORCA с дистанционным управлением, которая позволяет существенно упростить скоростное ведение беспилотной бронемашины по разным типам дорог. Система представляет собой набор датчиков, включая лидар, на беспилотной машине и пункт дистанционного управления, выполненный в виде кабины водителя. В этом пункте на экраны выводится изображение с камер и лидара на машине, на которое накладывается дополнительная информация.
В частности, система ORCA специально подсвечивает границы дороги, делая их более заметными, а также проецирует линии, по которым водителю следует проехать, чтобы вписаться в поворот или объехать какое-либо препятствие.
В июле прошлого года израильская компания Elbit Systems занялась разработкой системы Iron Vision, которая предоставит экипажам танков полный круговой обзор сквозь корпус. Благодаря новой системе командирам танков не придется выглядывать из люков, чтобы осмотреться во время боевых операций в городе. Iron Vision представляет собой набор шлемов для членов экипажа танков с интегрированными в них дисплеями и акселерометрами и внешними камерами, расположенными по периметру танка. Внешне шлемы напоминают закрытые шлемы летчиков истребителей.
Находясь в машине танкисты видят изображение с внешних камер, причем это изображение соответствует направлению, в котором повернута голова. При повороте головы изображение смещается, как если бы танкист видел окружающий мир не на экране, а собственными глазами. Технические подробности о новой системе пока не раскрываются. Iron Vision разрабатывается для израильских основных боевых танков Merkava IV.
Василий Сычёв