Полгода обучения игре на фортепиано помогли китайским дошкольникам улучшить навыки по распознаванию слогов и слов, выяснили американские исследователи, которые изучали, как дополнительные занятия влияют на восприятия слуховой информации у детей. Результаты приводятся в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Навыки игры на музыкальных инструментах требуют налаженной моторики и чуткого, хорошо развитого слуха: исследования показывают, что у музыкантов лучше налажены функциональные связи головного мозга, отвечающие за работу выборочного внимания при обработке слуховой информации. Именно поэтому люди с музыкальным образованием, к примеру, эффективнее распознают речь на фоне шума.
Разобраться в том, как музицирование помогает улучшить языковые способности в процессе развития, решили ученые под руководством Роберта Дезимона (Robert Desimone) из Массачусетского технологического института. В их эксперимента приняли участие 74 ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, говорящих на китайском языке. В начале исследования детей разбили на три группы: средние показатели уровня интеллекта, работы памяти и внимания, а также социоэкономические данные участников из трех группы были примерно равны. После этого детям прописали дополнения к стандартной программе детского сада: одной группе в течение полугода три раза в неделю в течение 45 минут давали уроки игры на фортепиано (30 человек), второй — уроки внеклассного чтения (28 человек), а третья группа была контрольной (16 человек: для них программа обучения осталась прежней).
Фонетика китайского языка отличается использованием тонов для смыслоразличения: в зависимости от повышения или понижения высоты слога слово может иметь совершенно другое значение. Классический пример тонового смыслоразличения — история про поэта Ши Ши, который жил в пещере и поедал львов: в этом небольшом стишке все слова состоят из слога shi с разными тонами. Ученые предположили, что полугодовая музыкальная практика может значительно улучшить как слуховое восприятие высоты звука, так и способность к распознаванию китайских слов на слух. С другой стороны, положительно сказаться могут и дополнительные уроки чтения. В качестве проверки слуховых способностей детей в начале и конце обучения им попарно включали два отличающихся по высоте звука и два слова, отличающиеся либо тоном, либо согласным или гласным звуком.
Ученые выяснили, что за полгода дети улучшили слуховое восприятие звуков разной высоты (p < 0,001), но отличия в качестве распознавания между тремя экспериментальными группами были незначимы (p > 0,1). Тем не менее, в задании по распознаванию слов дети, которые в течение полугода посещали уроки игры на фортепиано, показали большее улучшение.
Разницу в восприятии звуковой информации до и после обучения также проверили при помощи электроэнцефалографии, которую снимали во время выполнения задания на распознавание. В качестве основного показателя способность детей распознавать разницу в звуковой информации ученые измерили изменения в вызванных потенциалах до и после обучения на отрезке в 40 миллисекунд после предъявления стимула. Бóльшая разница между этими показателями до и после обучения указывает на бóльшую эффективность обучения. Ученые обнаружили, что после обучения игре на музыкальных инструментах эта разница была больше: причем как при распознавании высоты звука, так и при распознавания тонов.
Авторы работы отметили, что обучение игре на музыкальных инструментах может существенно улучшить способность к восприятию и распознаванию звуков. Несмотря на то, что ученым не удалось обнаружить никакого прямого влияния музицирования на улучшения успеваемости, они считают, что у получения музыкального образования в раннем школьном возрасте есть потенциал влияния на языковые способности детей.
Помимо музыкального образования на языковые способности может также повлиять и улучшение других навыков. К примеру, осенью прошлого года американские ученые выяснили, что математика дома улучшает грамотность дошкольников.
Елизавета Ивтушок