ВВС США завершили процедуру сертификации сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, разрабатываемой американской аэрокосмической компанией SpaceX. Как пишет Aviation Week, военные также заключили со SpaceX контракт на запуск с помощью новой ракеты спутника управления AFSPC-52. Запуск запланирован на сентябрь 2020 года, а стоимость контракта составляет 130 миллионов долларов.
Успешное завершение сертификации, проводимой ВВС США для всех новых носителей, означает, что такие ракеты признаются военными полностью подходящими для запуска в космос различной полезной нагрузки, включая засекреченные системы.
Обычно процедура сертификации занимает значительное время. В частности, ВВС США обычно требуют провести несколько испытательных запусков новых ракет-носителей, по итогам которых анализируют различные данные и принимают решение о сертификации.
В случае с Falcon Heavy процедура была сокращена — вероятно, военным хватило данных, предоставленных SpaceX после первого испытательного запуска ракеты в начале февраля 2018 года. Во время этого запуска ракета в качестве полезной нагрузки вывела на гелиоцентрическую орбиту личный автомобиль основателя SpaceX Илона Маска Tesla Roadster.
По условиям контракта, заключенного ВВС США со SpaceX, Falcon Heavy со спутником AFSPC-52 будет запущена со стартового комплекса 39A Космического центра имени Кеннеди. Другие подробности соглашения не раскрываются. Следует отметить, что прежде все контракты на запуски тяжелых ракет-носителей получал американский консорциум United Launch Alliance.
Falcon Heavy конструктивно основана на уже используемой Falcon 9. Основное отличие нового носителя от Falcon 9 заключается в увеличенном количестве ускорителей первой ступени — три вместо одного. Falcon Heavy является частично многоразовой: после запуска и завершения работы боковых ускорителей, они отделяются и садятся обратно на космодром.
Центральный ускоритель работает немного дольше и после отделения приземляется на морскую платформу в океане. В одноразовом варианте Falcon Heavy может выводить на низкую опорную орбиту груз массой 63,8 тонн. Однако SpaceX планирует запускать Falcon Heavy в многоразовом варианте; в этом случае часть топлива будет расходоваться на маневры, связанные с посадкой, и масса полезной нагрузки будет меньше.
Василий Сычёв
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.