Эксперимент с использованием электроэнцефалограммы указал на особенности процесса принятия рискованных решений при общей и ситуативной тревожности. Как выяснили американские ученые, более тревожные люди чаще отдают предпочтение менее рискованным опциям, а также отличаются повышенной активностью областей мозга, отвечающих за когнитивный контроль, сообщается в статье, опубликованной в журнале Psychophysiology.
Процесс принятия рискованных решений подразумевает, что у двух исходов — благоприятного и неблагоприятного — примерно равная вероятность наступления. Каждый из исходов, при этом, зависит от ряда внешних факторов: к примеру, в ситуации сложного экзамена исход зависит от того, насколько человек подготовлен и насколько доброжелательно к нему относится преподаватель, а вот на исход принятия финансовых решений влияет даже погода.
На принятие рискованных решений могут влиять и индивидуальные особенности человека. К примеру, сказаться на процессе может ситуативная тревожность — появление тревоги в важные моменты жизни, или же тревожность личностная — черта, определяющаяся как психическая особенность человека.
Исследование работы мозга тревожных людей в процессе принятия рискованных решений провели психологи под руководством Йоханна Хэвига (Johannes Hewig) из Вюрцбургского университета (Вюрцбург, Германия). Они набрали 125 добровольцев, каждый из которых заполнил анкету State-Trait Anxiety Inventory (STAI): такая анкета состоит из 40 вопросов, которые помогают оценить как уровень общей (личностной тревожности), так и уровень тревожности ситуативной. На основании результатов анкетирования ученые отобрали 40 человек: 20 человек с низким уровнем тревожности и столько же — с высоким.
В ходе эксперимента участникам из двух групп необходимо было выбрать одну из двух игральных карт на экране. Перед показом каждой пары на экране появлялась инструкция, описывающая выигрыш для каждого варианта. За каждой картой мог оказаться либо квадрат, либо ромб, но денежное вознаграждение для каждой карты отличалось. К примеру, для первой карты квадрат равняется 11 центам, а ромб — нулю, в то время как при выборе второй карты появление квадрата приводит к получению пяти центов, а ромб — шести. Активность головного мозга записывали с помощью ЭЭГ-электродов, прикрепленных в районе лобных долей: ученые изучали активность в тета-диапазоне (от 4 до 8 герц) как показатель когнитивного контроля в процессе принятия решений.
После выполнения задания участникам показали короткий отрывок из фильма «Хэллоуин» — с целью повысить уровень их ситуативной тревожности — после чего провели эксперимент еще раз. Результаты показали, что более тревожные участники реже принимают рискованные решения, причем как до просмотра ролика, так и после него.
Результаты ЭЭГ показали, что участники с повышенной тревожностью также отличались повышенной активностью лобных долей головного мозга в тета-диапазоне.
Авторы работы в очередной раз показали, что люди с повышенной тревожностью гораздо реже идут на риск в ситуации, когда есть менее рисковая альтернатива. Кроме того, ситуация усугубляется в том случае, когда личностная тревожность дополняется тревожностью ситуативной. Нейровизуализационные данные показали, что отказ от риска объясняется повышенным когнитивным контролем, который помогает тревожным людям взвешивать все «за» и «против» и делать выбор в пользу менее эмоционально затратной альтернативы.
Тревожность, разумеется, не всегда полезна при принятии решений и жизни вообще. Помочь в этом может кислый вкус, который, как недавно выяснили ученые, может склонить людей к риску.
Елизавета Ивтушок