Астрономы впервые полностью проследили за тем, как черная дыра разрывает звезду и формирует из ее вещества джет — узконаправленный поток частиц, движущихся с очень высокими скоростями. Открытие позволит ученым лучше понять, как ведут себя спящие сверхмассивные черные дыры и как они поглощают вещество, сообщается в Science.
Считается, что в центре большинства галактик находится по крайней мере одна сверхмассивная черная дыра. Ученым до сих пор до конца не ясно, как именно формируются эти загадочные объекты: массы сверхмассивных черных дыр порой превосходят массу нашего Солнца в миллионы, а то и в миллиарды раз. При этом напрямую их увидеть невозможно — гравитация черной дыры настолько велика, что даже свет не может покинуть ее пределы. Если рядом с таким объектом пройдет звезда, мощные приливные силы просто разорвут ее. Часть вещества будет сразу же поглощена черной дырой, а часть сформирует вокруг нее вращающийся аккреционный диск. Кроме того, в некоторых случаях образуется джет, который хорошо виден в различных диапазонах электромагнитного излучения, однако ученым до сих пор не удавалось поймать момент его рождения.
Группа астрономов под руководством Мигеля Перез-Торреса (Miguel Perez-Torres) из Астрофизического института Андалусии в Гранаде впервые смогла увидеть образование джета. В январе 2005 года инфракрасный телескоп WHT, наблюдавший за ночным небом Северного полушария на Гавайских островах, зафиксировал вспышку тепла в паре взаимодействующих галактик Arp 299. Они расположены в созвездии Большой Медведицы на расстоянии около 130 миллионов световых лет от Земли. Когда-то в прошлом это были две отдельные галактики IC 694 и NGC 3690, которые сейчас находятся в процессе слияния. Содержащийся в них газ оказался «взболтан», что привело к всплеску звездообразования. Одно из новорожденных светил подошло слишком близко к западному галактическому ядру, где находится черная дыра с массой около 20 миллионов солнечных, и звезду разорвало — именно это событие стало источником зарегистрированной вспышки.
По оценкам, масса звезды составляла от 1,9 до 6,5 солнечных. Наблюдения, проведенные на интерферометре VLBA в июле 2005 года, показали, что спустя несколько месяцев рядом с местом вспышки образовался новый радиоисточник. Им оказался джет, в котором частицы движутся со скоростью около четверти скорости света. Примечательно, что разогнанное черной дырой вещество было заметно только в радио и инфракрасном диапазоне и не регистрировалось оптическими и рентгеновскими телескопами, хотя обычно джеты видны в рентгеновском, ультрафиолетовом и видимом диапазоне. Вероятнее всего, плотный межзвездный газ поглотил рентгеновские фотоны и переизлучил их в оптическом и ультрафиолетовом диапазоне. Это излучение нагрело пыль, и поэтому мы увидели джет как сильный источник теплового излучения.
В общей сложности исследователи наблюдали за активностью сверхмассивной черной дыры в течение 10 лет. За это время джет излучил около 1,5×1052 эрг энергии — это примерно в 125 миллиардов раз больше, чем Солнце вырабатывает за год. Астрономы надеются, то их открытие поможет понять, как именно разгоняется материя джета и почему одни сверхмассивные черные дыры оказываются активнее других.
Недавно астрономам удалось получить рекордно ранние спектры сверхновой в первые моменты после вспышки — всего спустя 6 часов после ее взрыва. На основании новых данных ученые подтвердили, что по меньшей мере за несколько сотен дней до взрыва массивные красные гиганты значительно увеличивают темпы выбросов массы в окружающее пространство.
Кристина Уласович
Для скалярной константы связи удалось уточнить предел почти на порядок
Физики из Великобритании получили наиболее жесткие на сегодняшний день ограничения на параметры ультралегкой темной материи. Для этого они использовали данные атомных часов и новый модельно-независимый подход к изучению вариаций во времени этих параметров и других фундаментальных констант. Работа опубликована в журнале New Journal of Physics. По современным представлениям темной материи во Вселенной примерно в пять раз больше обычного вещества. Она не участвует в электромагнитных взаимодействиях и поэтому недоступна прямому наблюдению. Наиболее вероятные кандидаты на роль темной материи — вимпы — до сих пор экспериментально не обнаружены. Поэтому ученые рассматривают и другие теории о составе темной материи: от сверхлегких частиц, например, аксионов, до первичных черных дыр. Ранее ученые уже использовали данные атомных часов для ограничения параметров ультралегкой темной материи с массой менее 10-16 электронвольт. На этот раз физики Натаниель Шерилл (Nathaniel Sherrill) и Адам О Парсонс (Adam O Parsons) с коллегами из университета Сассекса и Национальной физической лаборатории в Теддингтоне предложили новый модельно-независимый подход к изучению временных вариаций фундаментальных констант при анализе данных атомных часов. При этом количество свободных параметров увеличилось, что по мнению ученых позволит тестировать различные модели и их константы связи. Чтобы проверить новый подход в действии, физики использовали три типа атомных часов: на основе атомов стронция Sr в решетчатой ловушке, на основе ионов иттербия Yb+ в ловушке Пауля и атомные часы на цезиевом фонтане Cs. Частоты всех часов измерялись относительно водородного мазера, после чего рассчитывались отношения частот Yb+/Sr, Yb+/Cs и Sr/Cs. Это позволило исключить возможные ошибки, связанные с нестабильностью работы мазера из-за изменения параметров окружающей среды. Генерируемые частоты во всех часах зависят от соотношений постоянной тонкой структуры и массы электрона. Поэтому из взаимных измерений частот трех часов можно получить колебания со временем этих констант. Особенностью эксперимента стала независимость измерений от предполагаемой функциональной зависимости констант от времени. Поэтому полученные ограничения могут быть использованы при рассмотрении любых гипотетических моделей. В частности, ученые получили ограничения на константы связи гипотетических частиц темной материи в области масс от 10-20 до 10-17 электронвольт. Для скалярной константы связи dγ(1) физикам удалось исключить новую область параметров, усилив предыдущий предел примерно на порядок. Ученые до сих пор не могут определить параметры темной материи, хотя и видят ее проявления в различных процессах. Чтобы лучше разобраться, какие на сегодняшний день существуют модели, описывающие темную материю, пройдите наш тест.