Исследователи определили наиболее влиятельные источники распространения мемов в интернете — в их число вошли сообщества на Reddit и 4chan. Самыми популярным реальным героем шуток оказался Дональд Трамп, а самым популярным мемом — картинки про лягушку Пепе. Работа ученых доступна на сайте ArXiv.org.
Мемы пользуются большой популярностью в интернете и могут быть использованы не только для развлечения, но и для политической и идеологической пропаганды. При этом, несмотря на их растущую роль, сегодня почти не существует методов исследования их распространения, а также возможного влияния на пользователей.
Группа ученых под руководством Савваса Заннету (Savvas Zannettou) из Университетского колледжа Лондона разработали метод для оценки динамики распространения мемов среди интернет-сообществ. Сначала исследователи искали визуально схожие мемы и разбивали их на кластеры с помощью алгоритма pHashing. Он превращает картинки в вектор из 64 элементов, который численно описывает изображение. Если мемы имеют внешнее сходство, они будут иметь минимальное отличие в векторах.
С помощью этого алгоритма ученые проанализировали более 100 миллионов изображений из нескольких интернет-сообществ, таких как Reddit, Twitter, 4chan (раздел /pol/), и относительно нового сервиса Gab, который служит «убежищем» для пользователей, заблокированных на других сайтах. Используя интернет-энциклопедию KnowYourMeme в качестве источника аннотаций, исследователи выделили одинаковые или похожие мемы в группы (например, все картинки с лягушкой Пепе). Далее исследователи смотрели, в каких сообществах популярны мемы, как кластеры эволюционируют со временем — например, если количество изображений в них увеличивается, значит, мем набирает популярность — а также как сообщества влияют на друг друга в рамках распространения картинок.
Ученым удалось выделить два относительно небольших сообщества, которые оказались наиболее важны для распространения мемов. Оказалось, что пользователи 4chan влияют на интернет, выкладывая большое количество мемов в раздел /pol/, в то время как пользователи сабреддита The_Donald на сайте Reddit оказались наиболее эффективны в продвижении мемов как в локальных, так и популярных интернет-сообществах. В Reddit и Twitter люди публикуют больше развлекательных мемов, а в /pol/ и Gab чаще попадают мемы политические. Кроме того, исследователи отмечают, что /pol/ и Gab распространяют больше расистских и разжигающих ненависть изображений, чем большинство других сообществ.
Наиболее популярным персонажем шуток оказался Дональд Трамп — он появляется на 6,1 процента мемов в Reddit. В число популярных политиков также вошли Владимир Путин, Адольф Гитлер, Барак Обама, вице-президент США Майк Пенс и другие. Самыми распространенными мемами оказались изображения с лягушкой Пепе, ManningFace, Jesusland (это слово обычно используется для описания 30 республиканских штатов США) и Roll Safe.
Одним из ключевых компонентов «выживания» мема оказалось постоянное производство новых картинок. Некоторые мемы, например, лягушка Пепе, используются в связке с другими для создания политических, расистских и антисемитских сообщений. Очень часто картинки появляются как реакция на события в мире, например на выборы в США 2016 года. В будущем ученые планируют включить в исследование такие сообщества как Tumblr и Youtube, а также добавить анализ видео.
В 2016 году слову «мем», впервые появившемуся в книжке Ричарда Докинза «Эгоистичный ген», исполнилось 40 лет. В честь этого события наша редакция подготовила тест, который вы можете пройти здесь.
Кристина Уласович
К счастью, это художественный проект, а не серийный гаджет
Предприниматель и сооснователь компании Oculus Палмер Лаки создал VR-шлем, повышающий уровень реализма необычным способом: если игрок умирает в виртуальном мире, шлем активирует три пиропатрона, которые убивают его и в реальности. Эффект погружения в виртуальный мир — главное преимущество VR-шлемов перед мониторами. Сейчас это достигается за счет экранов с высоким разрешением и качественной графики, а также пространственного звука. Но наше взаимодействие с реальным миром не исчерпывается зрением и слухом, поэтому разработчики пытаются охватить и другие органы чувств. Также некоторые из инженеров используют разного рода ухищрения, чтобы повысить реализм и усилить эффект погружения. Например, мы рассказывали о том, как инженеры научились использовать саккады (быстрые непроизвольные движения глаз), чтобы позволить человеку в VR-шлеме неограниченно ходить даже в относительно небольшом помещении. Палмер Лаки (Palmer Luckey), известный прежде всего как сооснователь Oculus, тоже решил повысить реалистичность виртуального мира, но довольно необычным способом — он модифицировал вышедший недавно шлем смешанной реальности Oculus Quest Pro, научив его убивать игрока после того, как его убили в виртуальном мире. На эту идею его вдохновила серия ранобэ Sword Art Online. В ней рассказывается о VR-игре с полным погружением — игроки не могут выйти из игры или снять VR-шлем, пока хотя бы один из них не пройдет игру полностью. Если игрок умирает в виртуальном мире или посторонний человек снимает шлем, гаджет убивает его с помощью микроволнового излучения. В Sword Art Online повествование ведется в недалеком будущем (первое произведение вышло в 2009 году), а эти события начались 6 ноября 2022 года, поэтому Лаки представил реальную версию шлема именно в этот день. В отличие от вымышленного шлема, настоящий оснащен не микроволновым излучателем, а тремя пиропатронами. Они располагаются над передней частью головы, и создатель гаджета утверждает, что их активация неминуемо разрушает мозг пользователя. Помимо пиропатронов в шлеме установлен датчик излучения. Лаки предлагает использовать в играх после смерти виртуального персонажа красную заставку, мигающую с определенной частотой, чтобы датчик мог использовать его как сигнал о смерти. Разработчик отмечает, что не тестировал систему на себе, и в целом это не более чем художественный проект, а не устройство с реальными перспективами. Есть и не такие фатальные способы стимулировать игрока не проигрывать. Например, мы рассказывали о том, как уязвимость в Counter-Strike позволила взламывать компьютеры игроков после убийства их персонажа, загружая вместо обычной анимации вредоносную.