Гляциологи провели полномасштабное исследование динамики таяния льда в Антарктиде за последние 25 лет, использовав все известные на данный момент данные, и определили объем растаявшего льда и соответствующее изменение уровня океана, а также проанализировали динамику таяния. Оказалось что с 1992 года Антарктида потеряла более 2,7 триллиона тонн льда, а уровень моря из-за этого вырос почти на 8 миллиметров. При этом в последние пять лет средняя скорость таяния оказалась в три раза выше, чем за предыдущие два десятилетия, пишут ученые в Nature.
В Антарктиде находятся самые большие запасы льда на Земле — льда там так много, что если бы он растаял весь, то уровень мирового океана поднялся бы сразу на 45 метров. Данные наблюдений за последние несколько десятилетий показывают, что этот лед постоянно тает, только на одном леднике Пайн-Айленд в западной Антарктиде ежегодно около 45 миллиардов тонн льда превращается в воду. Для оценки скорости таяния льда существует несколько основных методов, основанных на использовании спутниковых данных: скорости движения льда, высоте ледников и силу их гравитационного притяжения. С помощью двух численных методов, которые моделируют баланс массы ледников и гляциоизостатические процессы, из этих данных можно довольно точно оценить изменение массы ледяного щита с течением времени. В 2011 году подобный анализ для Антарктического ледяного щита ученые уже проводили, тогда средняя скорость таяния льда с 1992 по 2011 год составила 71 ± 53 миллиарда тонн в год.
Однако за последние пять лет был дважды побит рекорд по среднегодовой температуре за всю историю наблюдений, последний год также вошел в тройку самых жарких, поэтому гляциологи решили провести подобный анализ для более длительного периода — с 1992 по 2017 год. Для этого ученые из группы IMBIE под руководством Эндрю Шеферда (Andrew Shepherd) из Лидского университета проанализировала все доступные данные, по которым можно оценить динамику объема льда в Антарктическом щите за этот период. Всего ученые использовали 24 различных набора спутниковых данных трех типов: высотометрии, гравиметрии и баланса массы. Собрав все эти данные, ученым удалось провести статистический анализ изменения объема льда, скорости его таяния и уровня моря как для всего континента, так и для отдельных его частей: восточной и западной частей ледяного щита, а также, например, для Антарктического полуострова и нескольких конкретных ледников.
Оказалось, что всего за 25 лет в Антарктиде растаяло 2720 ± 1390 миллиардов тонн льда. Этот объем соответствует повышению среднего уровня мирового океана на 7,6 ± 3,9 миллиметра. Таким образом, средняя скорость таяния в последние пять лет увеличилась до 219 ± 43 миллиарда в год, то есть более чем в три раза по сравнению с предыдущим периодом.
При этом практически весь объем растаявшего льда пришелся на западную Антарктиду. При этом если до 2012 года этот процесс компенсировался ростом объема льда в восточной Антарктиде, то за последние пять лет и в этой части материка тоже началось быстрое таяние (28 ± 30 миллиардов тонн в год). В западной Антарктиде средняя скорость таяния выросла с 53 ± 29 до 159 ± 26 миллиардов тонн в год, на Антарктическом полуострове — с 7 ± 13 до 33 ± 16 миллиардов тонн в год. Ученые отмечают, что такой значительный рост скорости таяния вызван, в первую очередь, влиянием океанских течений, которые приносят более теплые потоки воды и ускоряют таяние шельфового льда. Поэтому самыми быстротающими участками на континенте оказались два шельфовых ледника — Пайн-Айленд и ледник Туэйтса.
Несмотря на то, что основной вклад в уменьшение объема антарктического льда вносят процессы, происходящие в западной Антарктиде, важность таяния льда в восточной половине континента тоже не стоит недооценивать. Например, недавно геофизики с помощью геологического и радиохимического анализа показали, что за последние 50 миллионов лет Восточно-антарктический ледяной щит очень часто терял свою устойчивость и начинал быстро таять в теплые периоды. При этом к таянию льда могут приводить не только океанские течения, но и, например, геологические процессы, происходящие в мантии и приводящие к формированию подледных рек и озер.