Химики обнаружили, что для эффективного обратимого связывания оксида азота(IV) из газовых смесей можно использовать металл-органические каркасные структуры на основе алюминия. За счет геометрии и химической структуры пор этих соединений NO2 при адсорбции образует кластерные цепочки, что позволяет избежать деградации материала. А селективный захват оксида азота из воздуха при комнатных температуре и давлении делают эти металл-органические каркасы более эффективными материалами по сравнению с цеолитами, оксидными материалами и пористыми углеродными материалами, пишут ученые в Nature Materials.
Металл-органические каркасные структуры — пористые кристаллические материалы, в которых ионы металла связаны между собой с помощью органических лигандов. Внутри таких гибридных материалов образуются поры нанометрового размера, которые делают эти каркасы похожими по структуре на цеолиты. Область их возможных применений также определяется их большой удельной поверхностью. В первую очередь это адсорбция и хранение газов и катализ.
Именно для селективной адсорбции газа предложила использовать один из таких материалов группа химиков из Великобритании, США, России, Китая и Франции под руководством Мартина Шрёдера (Martin Schröder) из Манчестерского университета. В своем исследовании ученые обнаружили, что для селективной адсорбции оксида азота(IV) очень хорошо подходит металл-органический каркас MFM-300 с ионами алюминия. Основная проблема избирательного захвата NO2 — одного из газов, который образуется в результате технологических процессов и загрязняет атмосферу, — его повышенная реакционная способность, из-за чего он достаточно быстро приводит к деградации тех пористых материалов, на которые он адсорбируется. В данном случае ученым удалось избежать этой проблемы за счет правильно подобранных размера и химической структуры пор в металл-органическом каркасе.
Химики обнаружили, что в поры MFM-300 оксид азота адсорбируется в виде сложных молекулярных кластеров, состоящих из двух молекул NO2 и двух димеров этой молекулы — N2O4. Такая структура оказывается очень устойчивой и после адсорбции ее свойства внутри материала уже не зависят от внешних условий — давления и температуры.
Ученые отмечают, что у предложенного ими материала есть несколько достоинств. Во-первых, захват газа полностью обратим. Во-вторых, каркасная структура может поглощать сразу довольно много газа — до 14 миллимоль на один грамм материала. Но что даже более важное — такой металл-органический каркас способен избирательно улавливать оксид азота из газовых смесей, содержащих все основные атмосферные газы (азот, кислород, углекислый газ, водород, оксид серы, угарный газ, аргон), в которых он сам может находиться в очень небольшом количестве — до 1 части на миллион. При этом процесс адсорбции не вызывает деградации материала после многократных циклов адсорбции-десорбции, даже несмотря на высокую реакционную способность NO2.
Анализ продуктов адсорбции с помощью нескольких спектроскопических методов и численного анализа с использованием методов молекулярной динамики и теории функционала плотности показал, что к уникальным свойствам этого материала действительно приводит структура его пор. При захвате оксида азота в такую пору участвуют сразу пять различных типов взаимодействия, которые связывают молекулы газа между собой в единый кластер и образуют водородные связи с органической частью пористой структуры. В результате этого взаимодействия в вытянутых порах каркасной структуры образуются цепочки из кластеров оксида азота, который при этом не вступает в химические реакции с матрицей и не разрушает ее.
По словам авторов работы, этот металл-органический каркас можно уже сейчас использовать в качестве эффективного средства удаления оксида азота из газовых смесей, в том числе и его примесей в воздухе.
Отметим, что не все металл-органические каркасы имеют жесткую структуру, которую нельзя изменить или как-то преобразовать. Например, недавно, ученые синтезировали такую структуру, которая при замене растворителя меняет свою структуру с двумерной на трехмерную и обратно и может таким образом, например, захватывать крупные молекулы.
Александр Дубов
Финалисты фотоконкурса Science Exposed — 2022
Канадский совет по естественнонаучным и техническим исследованиям (NSERC) каждый год просит ученых присылать на конкурс Science Exposed фотографии, которые отражают суть их исследований. Мы выбрали лучшие работы из списка финалистов этого года. Большинство из них показывают микромир: красоту живых клеток, костей, кристаллов или наноструктур. Победитель конкурса еще не определен, смотрите на снимки и голосуйте за лучшие.