Астрономы засомневались в необходимости планеты Х

Астрономы предложили новую теорию, объясняющую необычные орбиты Седны и других обособленных транснептуновых тел. На их траекторию движения может влиять вовсе не планета Х, а взаимодействия с другими объектами, сообщают ученые на 232-й встрече Американского астрономического сообщества.

В 2016 году астрономы Константин Батыгин и Майкл Браун опубликовали статью, в которой представили убедительные доказательства существования планеты Х — крупного транснептунового объекта на границе Солнечной системы. На возможное присутствие пока еще не обнаруженного небесного тела указало взаимное расположение орбит семи его соседей, в число которых вошли Седна (открытая тем же Брауном), объекты 2004 VN112, 2013RF98 и другие. Как показали расчеты, вероятность того, что совпадение их траекторий движения случайно, составляет не более 0,007 процента.

Однако теперь ученые под руководством профессора Анны-Марии Мадиган (Ann-Marie Madigan) из Колорадского университета в Боулдере предположили, что обособленные транснептуновые объекты взаимодействуют между собой и с космическими обломками, в результате чего меняются их траектории движения. По мнению астрономов, именно это могло сделать изначально «нормальную» орбиту Седны более круговой и удаленной от Нептуна и других газовых гигантов. Группа Мадиган пришла к такому выводу на основе компьютерных симуляций, в которых была проанализирована динамика движения обособленных транснептуновых объектов.

По словам ученых, движение ледяных транснептуновых тел вокруг Солнца можно сравнить с движением стрелок часов. Небольшие объекты, например астероиды, перемещаются подобно минутной стрелке — относительно быстро. По мере вращения они скапливаются с одной стороны Солнца и начинают двигаться вместе. Крупные небесные тела, например карликовая планета Седна, скорее напоминают часовую стрелку — скорость их вращения намного меньше. Иногда «стрелки» пересекаются и коллективная гравитация меньших тел влияет на траекторию движения более крупных, в результате чего их орбиты становятся более круглыми.

Иными словами, орбита Седны могла превратиться из «нормальной» в обособленную из-за небольших взаимодействий с другими телами. По словам авторов, их расчеты согласуются с исследованием 2012 года, где утверждалось, что чем крупнее обособленный транснептуновый объект, тем дальше он будет находиться от Солнца.

Константин Батыгин, однако, ставит под сомнение результаты астрономов. Он согласен, что любое достаточно сильное взаимодействие может «вырвать» небесное тело из гравитационного влияния Нептуна, однако чтобы далекие объекты справились с этой задачей самостоятельно, масса внешнего пояса Койпера (где находятся Седна и астероиды) должна быть не менее 5-10 земных. Однако теоретические и эмпирические расчеты показывают, что она составляет лишь 1-10 процентов массы нашей планеты. По словам Батыгина, объекты пояса Койпера обычно ведут себя как частицы, повинующиеся гравитационному притяжению Нептуна, а не самостоятельно взаимодействующая группа планетоидов.

До сих пор ученым так и не удалось обнаружить планету Х. Согласно гипотезе, она не подходит к Солнцу ближе, чем на на 200 астрономических единиц (астрономическая единица равна расстоянию от Солнца до Земли), что в семь раз превышает радиус орбиты Нептуна. Особую трудность представляет то, что неизвестно, в какой части неба искать этот загадочный объект, поэтому телескопы с узким полем видимости типа «Хаббла» использовать невозможно.

Телескоп TESS отыскал экстремально плотный горячий нептун в «пустыне нептунов»