Испытания российской частично многоразовой ракеты-носителя легкого класса пройдут в 2022 году, сообщает Фонд перспективных исследований. После разделения ступеней первая ступень ракеты будет возвращаться к месту старта на поворотном крыле и садиться на взлетно-посадочную полосу на космодроме.
Практически все применяемые сегодня ракеты-носители не подразумевают повторного использования. Но, поскольку конкуренция на рынке запусков в космос растет, многие космические агентства и частные компании разрабатывают многоразовые ракеты, в которых ключевые элементы можно использовать повторно, что должно снизить затраты на запуск.
На сегодняшний день единственная частично многоразовая ракета-носитель, применяемая для вывода груза на орбиту, — Falcon 9 компании SpaceX. Ее первая ступень после отделения от ракеты садится на собственных двигателях на баржу в море или на космодром. Кроме того, у SpaceX есть сверхтяжелая ракета Falcon Heavy с аналогичными ускорителями первой ступени, но она пока совершила только тестовый полет в начале 2018 года.
В России также разрабатывают частично многоразовую ракету-носитель, по другой схеме. Первая ступень ракеты будет иметь поворотное крыло и хвостовое оперение. После разделения ступеней на высоте около 60 километров крыло будет перемещаться в летное положение и ступень полетит к месту старта с помощью отдельного турбореактивного двигателя. Сама посадка, в отличие от Falcon 9 и аналогичных проектов, будет производиться на обычную взлетно-посадочную полосу в районе места старта ракеты.
Основные двигатели первой ступени, используемые при запуске ракеты, будут использовать метан в качестве топлива и кислород в качестве окислителя. В отличие от керосина, метан лучше подходит для многоразового использования ракетных двигателей из-за отсутствия нагара и других факторов. Разработчики заявляют, что двигатели первой ступени новой ракеты рассчитаны на 50 запусков.
Разрабатываемая ракета-носитель будет способна выводить полезную нагрузку массой до 600 килограммов на солнечно-синхронную орбиту. Предполагается, что первые испытания ракеты пройдут в 2022 году. Стоит отметить, что эта ракета разрабатывается на основе уже имеющегося проекта «Байкал», работы по которому велись в начале 2000-х годов.
Он также предусматривал создание многоразовых ускорителей, способных после разделения ступеней возвращаться в район старта в самолетном режиме. При этом в конструкцию ускорителя закладывалась возможность использования его в качестве универсального модуля, который можно применять в составе ракет разных классов. Макет ускорителя был продемонстрирован на авиасалоне «МАКС-2001», но летные испытания по проекту не проводились.
Разработка частично многоразовых ракет-носителей ведется в нескольких странах. Например, несколько подобных проектов есть в Китае: частично многоразовыми должны стать ракета «Чанчжэн-8», а также ракета Newline-1 частной компании Linkspace. Оба проекта предусматривают вертикальную посадку первой ступени по той же схеме, которую использует SpaceX для посадки первых ступеней Falcon 9. Кроме того, частично многоразовой должна стать ракета-носитель Vulcan, разрабатываемая американской ULA. Этот проект подразумевает более необычную схему, в которой двигательный блок первой ступени будет отделяться после использования и снижаться на парашютах, после чего его должен захватить вертолет и доставить на судно в океане.
Григорий Копиев
Это второй подобный аппарат для компании ispace
Японская частная космическая компания ispace завершила расследование причин крушения модуля Resilience во время высадки на Луну в начале июня. Инженеры подтвердили идею о том, что аппарат на финальном этапе спуска к поверхности Луны не успел эффективно затормозить из-за задержки в получении данных от лазерного дальномера, который стал поставлять данные лишь после того, как высота стала меньше 900 метров. Эта аномалия не обнаруживалась на других этапах снижения или во время предпусковых проверок, не связана со сбоем программного обеспечения и могла возникнуть из-за уменьшенной мощности лазерного пучка или потока отраженного от поверхности Луны лазерного излучения. По словам представителей компании, авария не повлияет на сроки запуска еще двух подобных модулей к Луне, а их навигационные системы будут доработаны.