Надпись на средневековой керамике, указывающая на город производства, помогла переопределить дату кораблекрушения у берегов острова Ява. По сообщению археологов (1, 2), судно с грузом керамики и предметов роскоши затонуло в XII веке. В это время правители империи Сун поощряли своих подданных к морской торговле, пытаясь занять место могущественной морской державы Шривиджая, которая погрязла в воинах и междуусобицах.
Империя Сун, занимавшая территорию современного южного Китая, существовала в 960-1279 годах. Образование государства положило конец раздробленности Китая, которое продолжалось несколько десятилетий. После объединения в государстве стало бурно развиваться сельское хозяйство и ремесленные производства, в том числе металлургические предприятия, ткацкие и керамические мастерские, верфи, солеварни и бумажные фабрики. В приморских провинциях возникло несколько крупных портов и стала развиваться торговля. Товары производства Сун добирались даже до Северной Африки. Однако в середине XIII века на империю стали нападать монголы и в 1279 году покорили ее, основав династию Юань.
В одно время с империей Сун на территории современной Малазии и на островах Суматра и Ява существовала морская держава Шривиджая, которая не только производила благовония, фарфор, шелк и слоновую кость, но и контролировала морскую торговлю в регионе. В XI-XII веках на Шривиджаю нападали правители Южной Индии и происходили восстания в вассальных государствах, так что ее влияние на море ослабло. В это время правители Сун увеличили торговый флот и он стал конкурировать с флотом Шривиджаи.
По-видимому, в это время одно из торговых судов империи Сун затонуло у берегов Явы. На его борту был огромный груз предметов роскоши и керамических сосудов (по оценкам археологов, их было около 100 тысяч, примерно 30 тонн). Местные рыбаки обнаружили остатки кораблекрушения в 1980-х годах. В середине 90-х годов частная исследовательская компания Pacific Sea Resources подняла со дна часть находок и более 7,5 тысяч из них передала в Музей естественной истории Филда в Чикаго. В 90-х годах археологи провели радиоизотопный анализ керамических черепков и датировали кораблекрушение второй половиной или концом XIII века. Он предположили, что корабль шел из китайского порта Цюаньчжоу в город Тюбан на острове Ява.
В 2014 году сотрудница музея археолог Лиза Низиолек (Lisa Niziolek) проконсультировалась с китайскими и японскими специалистами по средневековой керамике и обнаружила, что часть артефактов больше похожа на керамику, изготовлявшуюся в XI и XII веках. К тому же на некоторых сосудах сохранилась надпись «Сделано в Цзяньнин фу» (аналогичная современной «Сделано в Китае»). В империи Сун Цзяньнин был столицей одной из префектур (фу) была одной из префектур, но это название она носила с 1162 по 1279 годы. После завоевания страны монголами они укрупнили административные районы страны и Цзяньнин стала столицей более крупного образования (лю). То есть самой ранней датой кораблекрушения мог быть 1162 год.
Кроме того, американские, китайские и японские археологи провели еще один радиоизотопный анализ, на этот раз более точным методом ускорительной масс-спектрометрии и датировали остатки смолы и слоновой кости, которые были в грузе китайского судна. Их возраст колебался от 889 до 1261 годов, вероятнее всего, они относились к X-XII векам.
«Это был период, когда китайские купцы стали более активно осваивать морскую торговлю, больше полагаясь на морские пути, а не на Шелковый путь», - говорит Низиолек. «Это кораблекрушение произошло в эпоху важных перемен».
Монголы не всегда одерживали победу и покоряли страны и народы. Одним из «крепких орешков» стала Япония, куда монголы пытались вторгнуться дважды, и оба раза потерпели неудачу. Их флот был потоплен ураганами. Несколько лет назад японские археологи нашли один из монгольских кораблей, потерпевших кораблекрушение, вблизи острова Такасима на юге страны.