Палеонтологи объяснили, как птицеподобные динозавры весом несколько сотен килограммов (а то и нескольких тонн) высиживали яйца, не повреждая их. Ученые объясняют в статье, опубликованной в Biology Letters, что крупные динозавры делали большое гнездо и располагали кладку по его периметру, так что родитель мог сесть в центре на землю и греть яйца конечностями или боками.
Почти все современные птицы во время инкубации яиц на них сидят. Предположительно, впервые такое поведение появилось у птицеподобных динозавров. Но если современные птицы сравнительно небольшие (крупнейшие вымершие птицы Dromornis, предположительно, весили до 650 килограммов), то вес динозавров мог достигать семи тонн.
Палеонтологи неоднократно находили кладки яиц небольших овираптозавров, и подобные находки позволили предположить, что динозавры высиживали яйца подобно современным птицам. Но о том, как вели себя крупные тероподы известно мало, так как их кладки обнаруживают очень редко. Однако в прошлом году палеонтологи описали кладку динозавра Macroelongatoolithus, приблизительно весившего около тонны. Особенности расположения яиц позволили предположить, что крупные ящеры не садились прямо яйца, обогревали их по-другому.
Палеонтологи из Китая, Японии и Канады под руководством Кохея Танаки (Kohei Tanaka) из музея Нагойского университета решили разобраться, чем отличались кладки ящеров разных размеров. Для этого они изучили кладки трех оородов, Elongatoolithus, Macroolithus и Macroelongatoolithus (когда палеонтологи находят только кладки динозавров, без скелетов, по которым невозможно определить, кто их отложил, их выделяют в оотаксоны). Оценочный вес динозавров-родителей колебался от 41 до 1563 килограммов. Исследователи проанализировали размеры и пористость яиц, а также внешний и внутренний диаметры кладок, в которых сохранилось от трех до 35 окаменелостей. Во всех полных кладках, независимо от таксона, было больше 30 яиц.
Оказалось, что чем крупнее были динозавры, тем у них был бóльший диаметр кладки. Форма кладки не зависела от размера яиц, хотя он изменялся довольно значительно, от 197 граммов у маленьких элонгатоолитусов до 6,6 килограммов у гигантских макроэлонгатолитусов. В гнездах мелких и средних ящеров яйца в кладке лежали в два-три слоя, а гигантские ограничивались одним слоем, изредка двумя. При этом диаметр кладки колебался от 35 до 66 сантиметров у элонгатоолитусов, до 104-236 сантиметров у крупных макроэлонгатолитусов. Исследователи предположили, что яйца небольших динозавров могли выдержать их вес, поэтому их кладки располагались плотно, без зазора в центре. А крупные динозавры складывали яйца по периметру гнезда, так, чтобы в центре оставался круг, в который они могли сесть на землю и греть кладку боками или передними конечностями.
Ранее палеонтологи смогли измерить температуру тела динозавров. По содержанию изотопов кислорода (18O) и углерода (13C) в окаменевшей скорлупе ученые определили температуру формирования скорлупы.
Екатерина Русакова
Вероятно, рептилия заразилась разнообразными паразитами от добычи
Палеонтологи обнаружили в копролите фитозавра возрастом 208,5-237 миллионов лет, который был найден на территории Таиланда, яйца четырех таксонов аскарид и ооцисты кокцидий. Таким образом, уже в позднем триасе некоторые животные были заражены сразу несколькими видами паразитов. Результаты исследования опубликованы в статье для журнала PLoS One. Копролиты, то есть ископаемые и субфоссильные фекалии, служат ценным источником информации для палеонтологов. По ним можно судить о рационе древних животных, особенностях их пищеварения и мучивших их паразитах. Например, несколько лет назад исследователи обнаружили в копролитах гигантских ленивцев возрастом 11-14 тысяч лет яйца нематод, ленточных червей и дигенетических сосальщиков. А их коллегам удалось выделить ДНК паразита из окаменевшего кала пумы, который был оставлен около 17 тысяч лет Паразитов находили и в гораздо более древних образцах, например, в копролитах цинодонтов возрастом около 240 миллионов лет и копролитах акул возрастом 270 миллионов лет. Похожее открытие сделела команда палеонтологов под руководством Тханита Нонсрирача (Thanit Nonsrirach) из Махасаракхамского университета. В центре внимания исследователей оказался копролит позвоночного животного длиной около 70 миллиметров, который был обнаружен в 2010 году на позднетриасовой формации Хуай-Хин-Лат на северо-востоке Таиланда. Возраст находки составил 208,5-237 миллионов лет. В позднем триасе на месте формации Хуай-Хин-Лат располагался пресный или солоноватый водоем, населенный хрящевыми и двоякодышащими рыбами, земноводными, примитивными черепахами и арозавроморфами фитозаврами (Phytosauria), которые внешним видом и образом жизни напоминали крокодилов. Вероятно, копролит был оставлен представителем какого-то вида фитозавров или похожей полуводной хищной рептилией. На это указывают форма образца, который напоминает изогнутый цилиндр, и отсутствие в нем остатков добычи. При изучении среза копролита Нонсрирач и его коллеги обнаружили шесть сферических и эллипсоидных включений длиной от 50 до 150 микрометров. Их разделили на пять морфотипов в соответствии с формой и размером. По мнению авторов, включения представляют собой остатки паразитических организмов: яйца четырех таксонов нематод из отряда Ascaridida (в том числе с эмбрионами внутри) и ооцисты паразитических протистов из подкласса кокцидий (Coccidia). Возможно, после дополнительного анализа они станут основой для описания новых видов. Результаты исследования демонстрируют, что уже в позднем триасе некоторые животные были заражены сразу множеством видов паразитических организмов. Высокое разнообразие паразитов в копролите фитозавра авторы объясняют тем, что он получил благодаря тому, что поедал разных жертв: рыб, амфибий и рептилий. Ранее мы рассказывали о том, как палеонтологи описали новый вид аллигаторов, который жил на территории Таиланда около 230 тысяч лет назад. Он получил название Alligator munensis.