Астрономы нашли самый медленный переходный миллисекундный пульсар

Астрономы пришли к выводу, что уникальный «вспыхивающий пульсар» — нейтронная звезда, которая периодически переживает кратковременные вспышки гамма- и рентгеновского излучения — может быть также самым медленным переходным миллисекундным  пульсаром из известных сегодня, сообщается в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society: Letters. Переходные пульсары представляют собой редкий класс нейтронных звезд, которые переходят от рентгеновских к радио- пульсациям и обратно на протяжении нескольких лет.

Впервые «вспыхивающий пульсар» (GRO J1744-28) был замечен астрономами в 1995 году во время наблюдений на космической обсерватории Compton Gamma Ray Observatory, второй из «больших обсерваторий» NASA после «Хаббла». Это нейтронная звезда, которая поглощает материал своего компаньона, небольшой звезды с массой 0,07−0,2 солнечных. Первоначально внимание ученых привлекло сходство многих характеристик источника со свойствами источников повторяющихся гамма-всплесков. Позднее ученые пришли к выводу, что GRO J1744-28 сочетает в себе свойства трех типов рентгеновских источников: рентгеновских пульсаров, барстеров (вспыхивающих источников) и источников с квазипериодическими осцилляциями (изменениями светимости с характерным, но не строгим периодом). В период активности ученым удается наблюдать до 20 вспышек в час.

Авторы новой работы под руководством Джейми Курта из Саутгемптоновского университета полагают, что «вспыхивающий пульсар» можно отнести к классу миллисекундных пульсаров и что это самый медленный переходный пульсар из известных. Астрономы проанализировали данные космической обсерватории RXTE, которая была выведена с орбиты в конце апреля. Анализ наблюдений показал, что нейтронная звезда вращается с периодом полсекунды — почти в 100 раз медленнее, чем другие известные переходные пульсары. При этом магнитное поле объекта напротив почти в 100 раз сильнее, чем у аналогичных источников — порядка 2−50×1010 гаусс.
Поведение GRO J1744-28 указывает на то, что в прошлом он мог «отрыгнуть» материю компаньона, выбросив часть падающего на неё вещества обратно в космос. Это характерно для переходных пульсаров. При этом исследователи не могут объяснить, почему нейтронная звезда вращается так медленно — обычно аккреция уменьшает период вращения, однако в случае с «вспыхивающим» пульсаром этот механизм, отмечают астрономы, вероятно не сработал.
В будущем авторы работы намерены подтвердить, что GRO J1744-28 является переходным пульсаром. Для этого необходимы дополнительные наблюдения в радио и рентгеновском диапазоне.
Недавно астрономы смогли пронаблюдать сбой во вращении пульсара Вела. Ученые предполагают, что это явление связано с неоднородностью вращения коры и сверхтекучего ядра нейтронной звезды.

«Джеймс Уэбб» рассмотрел планетарную туманность Кольцо