Археологи нашли на севере Перу захоронение 140 детей и 200 молодых лам, сообщает National Geographic. Останки были найдены недалеко от столицы доколумбовой империи чиму. По-видимому, и детей, и лам принесли в жертву около 550 лет назад чтобы прекратить наводнение, вызванное Эль-Ниньо. По мнению археологов, это крупнейшее детское жертвоприношение, известное на сегодняшний день.
Обновлено: в марте 2019 года статья с результатами исследования была опубликована в PLoS ONE.
Культура чиму зародилась около 900 года нашей эры и процветала до завоевания инками в 1470 году. Их государство занимало примерно 600 километров прибрежной полосы и внутренние долины — от границы современных Перу и Эквадора до столицы Перу Лимы. Столица чиму — Чан-Чан — была крупнейшим городом доколумбовой Южной Америки. Индейцы были искусными металлургами, ювелирами и гончарами, выплавляли бронзу, медь, сплавы меди и золота, делали изящные керамические статуэтки и фигурные сосуды. В империи было развитое сельское хозяйство, чиму строили оросительные системы и резервуары для хранения воды. Главным божеством людей чиму, по-видимому, была Луна. Также они поклонялись Солнцу, Морю и Земле. Помимо животных, богам приносили человеческие жертвы, в том числе детей. По верованиям чиму, принесенные в жертву дети становились божествами.
В 2011 году археологи под руководством Габриэля Прието (Gabriel Prieto) из университета Трухильо и Джона Верано (John Verano) из Туланского университета начали раскопки в пригороде крупного города Трухильо, Лас-Йамас. Примерно в полутора километрах отсюда находилась столица империи чиму. Команда Габриэля Прието раскапывала храм, построенный 3,5 тысяч лет назад, и случайно обнаружила скелеты 42 детей и 76 лам. К моменту окончания раскопок в 2016 году ученые нашли на территории около 700 квадратных метров останки 140 детей от шести до 14 лет и более 200 молодых лам в возрасте до полутора лет. Кроме того, ученые нашли останки трех взрослых — мужчины и двух женщин со следами тупых травм на черепах. Так как в могилах не было погребальных даров, археологи пришли к выводу, что взрослые играли какую-то роль в жертвоприношении и их прикончили после его окончания. Судя по результатам радиоуглеродного анализа остатков текстиля и веревок, найденных в захоронениях, детей и животных похоронили около 1450 года.
Судя по повреждениям грудины и положению ребер, жертвам вскрывали грудную клетку, возможно, чтобы вырвать из груди сердце. Исследователи полагают, что все дети и ламы были принесены в жертву в один день. К востоку от погребений ученые нашли слой засохшей грязи с сохранившимися в ней следами босых детей, обутых взрослых,собак и лам, вероятно, ритуальной процессии. По-видимому, детей и животных привели с северной и южной стороны к месту погребения, принесли в жертву и похоронили. Тела нескольких детей и лам оставили лежать в грязи.
Исследователи полагают, что грандиозное жертвоприношение было устроено, чтобы умилостивить богов и прекратить наводнение, вызванное Эль-Ниньо. По-видимому, принесенных в жертву взрослых было недостаточно, чтобы остановить стихию, и тогда чиму взялись за детей. Судя по изотопному анализу и изменениям в морфологии черепа, которые в то время практиковали жители предгорий, дети были не местные, а жили в других районах империи чиму, и, возможно, относились к другим этническим группам.
Недавно в Перу, к северу от плато Наска, нашли 50 неизвестных ранее геоглифов. В отличие от геоглифов Наски, большинство из которых представляют собой линии и геометрические фигуры, многие геоглифы на плато Пальпа были антропоморфными.