У алжирских верблюдов нашли прионную болезнь

Ученые зафиксировали несколько случаев губчатой энцефалопатии (прионной болезни) у верблюдов, живущих на фермах на северо-востоке Алжира, сообщается в Emerging Infectious Diseases. По предварительным оценкам исследователей, больны около трех процентов животных.

Трансмиссивными губчатыми энцефалопатиями называют нейродегенеративные заболевания, которые приводят к необратимым изменениям в мозге. В большинстве случаев эти болезни смертельны. Они вызываются аномальной формой белков прионов, которые, подобно вирусам, способны катализировать превращение белков с нормальной структурой в «неправильные». Инкубационный период болезни продолжается от 2,5 до восьми лет. Разновидности губчатой энцефалопатии известны, в том числе, у крупного и мелкого рогатого скота, диких травоядных (оленей, лосей) и человека. Болезнь передается от зараженных животных к людям, если они съели мясо больного животного. Прионы термически устойчивы и активны даже в приготовленном мясе.

Впервые эпизоотия губчатой энцефалопатии была зафиксирована у крупного рогатого скота в Великобритании в 1986 году. Позднее болезнь обнаружили в Ирландии и некоторых европейских странах. Предположительно, она была вызвана тем, что здоровых коров кормили мясо-костной мукой, полученной из инфицированных животных. Несмотря на введенный карантин и убой больных животных, с 1980 по 2014 год более 200 европейцев умерли от новой формы болезни Крейтцфельдта-Якоба (человеческой разновидности губчатой энцефалопатии).

Алжирские и итальянские биологи и ветеринары под руководством Габриэле Ваккари (Gabriele Vaccari) из Департамента безопасности пищевых продуктов, питания и ветеринарного здравоохранения Италии сообщили о случаях прионной болезни у дромадеров, живущих на скотоводческих фермах в Алжире. Ранее было неизвестно, что верблюдовые могут страдать этим заболеванием.

Исследователи заметили подозрительные симптомы у некоторых животных, которых привезли на скотобойню в городе Уаргле, находящемся на северо-востоке страны. На ранних стадиях болезни животные становятся агрессивными, начинают лягаться и кусаться. Позднее у них наступает атаксия (нарушение согласованности движений), которая приводит к неспособности стоять на ногах и через некоторое время животное умирает.

Исследователи проанализировали на наличие прионов образцы мозговых тканей у трех умерших верблюдов, у которых наблюдались симптомы неврологического заболевания, и у одного из них — ткани нескольких лимфатических узлов. Для контроля ученые взяли образец мозговой ткани у одного здорового животного.

Результаты анализа показали, что верблюды действительно были больны губчатой энцефалопатией. Ученые подтвердили наличие у них в мозге и в тканях лимфоузлов аномальной формы прионов, вызывающих болезнь. После ретроспективного исследования ученые оценили количество заболевших животных на скотобойне в Уаргле в три процента.

Авторы статьи не смогли понять, как заразились алжирские верблюды. С одной стороны, после того как в конце 1980-х европейские страны запретили использовать костную муку в рационе домашнего скота, ее экспорт в страны третьего мира существенно вырос. С другой стороны, если бы губчатая энцефалопатия попала в страну из Европы, первыми заразились бы коровы, а эпизоотии коровьего бешенства в Алжире не было. Очевидно, для того, чтобы понять, откуда пришла болезнь, нужно будет изучить ее географическое распределение, а также исследовать прионы, полученные из мозга больных верблюдов.

Ранее итальянским медикам удалось выделить аномальный прионный белок, который размножается в лабораторных условиях, но не заражает животных.