Ученые зафиксировали несколько случаев губчатой энцефалопатии (прионной болезни) у верблюдов, живущих на фермах на северо-востоке Алжира, сообщается в Emerging Infectious Diseases. По предварительным оценкам исследователей, больны около трех процентов животных.
Трансмиссивными губчатыми энцефалопатиями называют нейродегенеративные заболевания, которые приводят к необратимым изменениям в мозге. В большинстве случаев эти болезни смертельны. Они вызываются аномальной формой белков прионов, которые, подобно вирусам, способны катализировать превращение белков с нормальной структурой в «неправильные». Инкубационный период болезни продолжается от 2,5 до восьми лет. Разновидности губчатой энцефалопатии известны, в том числе, у крупного и мелкого рогатого скота, диких травоядных (оленей, лосей) и человека. Болезнь передается от зараженных животных к людям, если они съели мясо больного животного. Прионы термически устойчивы и активны даже в приготовленном мясе.
Впервые эпизоотия губчатой энцефалопатии была зафиксирована у крупного рогатого скота в Великобритании в 1986 году. Позднее болезнь обнаружили в Ирландии и некоторых европейских странах. Предположительно, она была вызвана тем, что здоровых коров кормили мясо-костной мукой, полученной из инфицированных животных. Несмотря на введенный карантин и убой больных животных, с 1980 по 2014 год более 200 европейцев умерли от новой формы болезни Крейтцфельдта-Якоба (человеческой разновидности губчатой энцефалопатии).
Алжирские и итальянские биологи и ветеринары под руководством Габриэле Ваккари (Gabriele Vaccari) из Департамента безопасности пищевых продуктов, питания и ветеринарного здравоохранения Италии сообщили о случаях прионной болезни у дромадеров, живущих на скотоводческих фермах в Алжире. Ранее было неизвестно, что верблюдовые могут страдать этим заболеванием.
Исследователи заметили подозрительные симптомы у некоторых животных, которых привезли на скотобойню в городе Уаргле, находящемся на северо-востоке страны. На ранних стадиях болезни животные становятся агрессивными, начинают лягаться и кусаться. Позднее у них наступает атаксия (нарушение согласованности движений), которая приводит к неспособности стоять на ногах и через некоторое время животное умирает.
Исследователи проанализировали на наличие прионов образцы мозговых тканей у трех умерших верблюдов, у которых наблюдались симптомы неврологического заболевания, и у одного из них — ткани нескольких лимфатических узлов. Для контроля ученые взяли образец мозговой ткани у одного здорового животного.
Результаты анализа показали, что верблюды действительно были больны губчатой энцефалопатией. Ученые подтвердили наличие у них в мозге и в тканях лимфоузлов аномальной формы прионов, вызывающих болезнь. После ретроспективного исследования ученые оценили количество заболевших животных на скотобойне в Уаргле в три процента.
Авторы статьи не смогли понять, как заразились алжирские верблюды. С одной стороны, после того как в конце 1980-х европейские страны запретили использовать костную муку в рационе домашнего скота, ее экспорт в страны третьего мира существенно вырос. С другой стороны, если бы губчатая энцефалопатия попала в страну из Европы, первыми заразились бы коровы, а эпизоотии коровьего бешенства в Алжире не было. Очевидно, для того, чтобы понять, откуда пришла болезнь, нужно будет изучить ее географическое распределение, а также исследовать прионы, полученные из мозга больных верблюдов.
Ранее итальянским медикам удалось выделить аномальный прионный белок, который размножается в лабораторных условиях, но не заражает животных.
Екатерина Русакова
Как нейронауки помогают нам понять себя
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Каждый день люди не только принимают решения, но и объясняют их другим людям. Рефлексия играет ключевую роль в нашем восприятии мира, позволяя судить, что хорошо и что плохо, соотносить свой и чужой опыт, учиться и учить. В книге «Метамышление. Как нейронауки помогают нам понять себя» (издательство «Individuum»), переведенной на русский язык Дмитрием Виноградовым, когнитивный нейробиолог Стивен М. Флеминг рассказывает, из каких элементов складывается человеческая способность обдумывать свои мысли и что происходит, если человек утрачивает ее. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным тому, как наше самосознание работает с ценностными решениями, не подразумевающие правильного варианта действий.