Два самца стали отцами половины детенышей в популяции косаток

Два самца стали отцами более чем половины детенышей в небольшой оседлой популяции из 80 косаток, обитающей в Тихом океане. При этом четверо китят родились в результате близкородственного скрещивания, пишут ученые в статье, опубликованной в Animal Conservation. По мнению исследователей, причиной имбридинга стало небольшое количество способных к воспроизводству взрослых особей и изолированность популяции.

Косатки (Orcinus orca) бывают разных типов. Оседлые или резидентные живут недалеко от побережья более или менее в одном месте; транзитные — мигрируют вдоль побережья на довольно большие расстояния (например от Аляски до Калифорнии); третий тип косаток обитает в открытом океане, далеко от побережья. Популяции оседлых дельфинов встречаются на севере Тихого и Атлантического океанов и у побережья Антарктиды.

Социальная структура у оседлых косаток довольно сложная и состоит из нескольких уровней. Нижний уровень — материнская группа, состоящая из самки-матриарха, ее дочерей и их детенышей, близкородственные группы объединяются в стаи по 10-50 животных, а они, в свою очередь — в кланы, объединенные общим диалектом. Следует отметить, что самцы крайне редко спариваются с самками из своей стаи, очевидно, чтобы избежать близкородственного скрещивания.

Одна из оседлых популяций, южная, обитает в Тихом океане у побережья Северной Америки. Сейчас в ней насчитывается около 80 особей и она постепенно исчезает. В 1960-х годах 47 косаток выловили для дельфинариев. Потом, несмотря на то, что популяцию занесли в Красную книгу США и вылов дельфинов был запрещен, ее численность так и не восстановилась. На нее негативно влияют химические загрязнения и уменьшение численности лосося, который составляет почти 100 процентов рациона дельфинов. Кроме того, южные оседлые косатки оказались под угрозой близкородственного скрещивания из-за того, что количество способных размножаться особей в популяции стало менее 30.

Американские морские биологи под руководством Майкла Форда (Michael Ford) из Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) решили оценить эффективную популяцию южных оседлых косаток, а также проследить, насколько часто встречается в ней близкородственное скрещивание. Для анализа ДНК исследователи собрали образцы кожи и фекалий дельфинов, а также взяли образцы с нескольких скелетов. Всего исследователи проанализировали образцы ДНК 105 особей (не все из них относились к южной оседлой популяции).

Оказалось, что размер эффективной популяции остался небольшим — 26 особей. При этом самцы часто спариваются с самками из своей же стаи (вся популяция делится на три стаи). Два самца стали отцами 52 процентов детенышей, рожденных после 1990 года. Один из них скрещивался с 9 самками и стал отцом 16 детенышей, у другого было 20 отпрысков от 11 самок. Также оказалось, что четверо косаток родились в результате близкородственного скрещивания. На момент написания статьи в 2017 году, все четверо детенышей были живы, что с ними будет дальше, пока непонятно.

Недавно исследователи впервые описали инфантицид у косаток. Взрослый самец с помощью своей матери утопил новорожденную косатку. Вероятно, это было сделано для того, чтобы самка быстрее стала способна к зачатию.

Ученые пощекотали крыс и нашли регулятор игривости в стволе мозга